У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

АЛЕКСАНДР ИГУДИН: «Я главный теле-Дед Мороз страны!»

03.01.2011
АЛЕКСАНДР ИГУДИН: «Я главный теле-Дед Мороз
страны!»

Александр Игудин - один из наиболее востребованных
российских режиссероклипмейкеров, на счету которого почти 300 клипов, в том числе для западных звезд, режиссер мюзиклов "Золотая рыбка" и "Золотой ключик" с участием самых ярких звезд российской эстрады, создатель новогоднего настроения, которое каждый Новый год притягивает к голубым экранам миллионы телезрителей. 

В этом году Александр отмечает юбилей -
20-летие творческой карьеры. Мы встретились с Александром, чтобы поздравить его с этой круглой датой, вспомнить, с чего все начиналось и выяснить формулу успешного клипа.

[ http://files.geometria.ru/pics/original/12919671.jpg ]

Geometria.ru: Расскажите, как становятся успешными
режиссерами?

Александр Игудин: Если бы у успеха была
четкая математическая формула, слишком большое количество людей могло бы ей воспользоваться. Наверно, это цепочка каких-то довольно случайных обстоятельств, совпадений. Естественно, что в основе всего должно лежать какое-то желание, образование, талант, но в целом, даже если человек образован, талантлив и целеустремлен, все равно без везения и стечения обстоятельств успеха не добиться. Поэтому, наверное, успех - это стечение обстоятельств, помноженное на все те вещи, которые необходимы.

Geometria.ru: В чем заключалось стечение обстоятельств
лично в Вашей жизни? Когда наступил тот момент, когда Вы поняли, что следует идти по этому пути и все складывается так, как надо?

Александр Игудин: Наверно, все главные
события в нашей жизни происходят до шестнадцати лет:  какие-то детские желания, которые проецируются потом на всю оставшуюся жизнь. Желание снимать кино было у меня с детства очень сильное, я увлекался Чарли Чаплином, перечитал все книжки, пересмотрел все фильмы. Мне тогда безумно хотелось снять такую комедию, которая бы почему-то происходила в большом универмаге с эскалаторами. Потом эти желания на тему того, кем быть по жизни, трансформировались. Одно время я очень хотел быть спортивным комментатором. Как любого подростка, меня прельщали в первую очередь внешние стороны процесса. Мне, конечно, хотелось ходить с бейджем и сумкой через плечо, сидеть с микрофоном и наушниками в ложе прессы и пить кофе в баре с журналистами. Ну какие-то детские были, дурацкие, как сейчас кажется, впечатления. Кумирами были Николай Озеров, мне хотелось вести репортаж с Чемпионата Мира! Я даже помню, как в школе влюбился в одноклассницу, которая занималась теннисом, и вот я себе уже представлял, что мы с ней вырастим, поженимся, у нас будет семья, она будет ездить по турнирам теннисным, я буду их комментировать. В моей жизни очень большую роль сыграла журналистика. Где-то с  12 до 19 лет я очень плотно ей занимался, окончил факультет  журналистики Университета. Помню, как меня сначала не хотели туда брать, там ведь были творческие конкурсы, а я пришел с пачкой публикаций. Мне говорят: «А зачем вы будете чье-то место занимать, учиться? Идите и работайте!»

[ http://files.geometria.ru/pics/original/12919697.jpg ]

Geometria.ru: А на какие темы Вы писали?

Александр Игудин: Когда совсем подростком
был, писал на разные темы, уже не вспомнить. Занимался в школе детских корреспондентов, писал для газеты «Ленинские искры». Потом стал писать про спорт. В 14 лет я познакомился с бит-квартетом «Секрет» и с тех пор мир для меня перевернулся, это заполонило всю мою жизнь. По началу, когда они только появились в телевизоре, их показывали каждую неделю в программе «Кружатся диски», влияние телевидения на мозг было достаточно сильным. И вот буквально уже через год они становятся членами семьи и каждую субботу в десять вечера приходят в гости. Естественно, я безумно захотел о них писать, добился разрешения в газете, тем более, что были как раз времена перестройки, всех волновали не только пионерские линейки, сбор макулатуры, но и, естественно, какие-то молодежные увлечения, рок-н-ролл. Я с ними познакомился и понял, что, наверное, это моя судьба. Постепенно начался крен в сторону, сейчас бы, наверное, сказали, в шоу-бизнеса, хотя тогда такого слова еще не было. Потом журналистика переросла в написание каких-то сценариев.

Geometria.ru: Как это произошло? Не у всех же журналистика
перерастает в написание сценариев.

Александр Игудин: Очень просто: после «Секрета»
была еще одна культовая страничка в жизни нашего шоу-бизнеса - это группа «Ласковый май», с которой я тоже познакомился на ниве журналистики. Сейчас бы это назвали пиаром, тогда такого слова еще тоже не было. Помимо газетных статей, тогда писались еще сюжеты телевизионных программ. В 90-м году Андрей Разин, продюсер «Ласкового мая», собрал всех, кто с ним сотрудничал, и сказал, что надо снимать клип, так как на телевидении требуют не концертную съемку, а постановочную. Надо было, чтобы кто-то что-то делал. А я к тому моменту был единственным человеком, который был вхож на телевидение, общался с музыкальной редакцией нашего ленинградского телевидения, делал для них сюжеты, писал сценарии. Мой ближайший друг работал оператором на ТВ, он меня на телевидение и привел. Таким образом, все как-то само собой получилось. А я, естественно, был только и рад этому, мы как раз тогда впервые увидели клипы Pet Shop Boys, Майкла Джексона, Билли Джоэла, A-Ha… Это ведь совсем другой мир был, конечно, хотелось попробовать! Теоретический опыт какой-то имелся, практического было мало. Мы взяли камеру, тайком ее вывезли из "Русского видео" вместе с видео-инженером, дав денег охраннику. Тогда это стоило 100 рублей. Весь клип стоил 2000 рублей. Сейчас я не особенно помню, что можно было купить тогда на 2000 рублей, но помню, что у нас даже какие-то деньги остались после того, как мы все отсняли, и мы еще умудрились потом на них покутить.

Geometria.ru: Какой был сюжет?

Александр Игудин: Сюжет был достаточно
банальный: осень, девушка,  любовь неразделенная, слезы в глазах, желтые листья. Песня, которую пел Владимир Шурочкин, один из солистов группы «Ласковый май», называлась «Уходит лето». Кстати, его дочка Нюша сейчас популярная молодежная певица, практически на всех радиостанциях ее песни звучат и занимают первые места в чартах. Я как-то в Юрмале ее встретил, говорю: "Представляешь, а мы твоему папе первый клип снимали, когда тебя еще на свете не было…" Вот так был снят первый клип.

Geometria.ru: Получается, не было сложностей
ни с идеей, ни с техническим воплощением?

[ http://files2.geometria.ru/pics/original/12919679.jpg ]

Александр Игудин: Сложностей не было никаких
потому, что все делалось по наитию. Поток сознания шел, как-то придумывали, что-то снимали. И самое интересное, что этот ролик показали на всех пяти программах центрального ТВ, а это означало глобальный успех. Тогда это было, как в космос слетать. Тем более, когда тебе 18 лет. Грубо говоря, пять эфиров в пяти программах по центральному телевидению по резонансу - это примерно то же самое, как если бы этот клип сейчас по пять раз в днь крутили бы на MTV, МУЗ-ТВ, Ру-ТВ, по всем каналам сразу и в течение полугода.

Geometria.ru:  Тогда не надо было платить за ротацию?

Александр Игудин: Надо было, но не было
такого понятия как «ротация». Конечно, какие-то деньги давались, но вопрос был в том, что этот клип увидела вся страна, и, соответственно, авторов узнала вся страна.

Geometria.ru:  А кто еще на тот момент занимался
клипами?

Александр Игудин: Никто. Не было музыкального
телевидения. Музыкальные номера снимали сами телепрограммы «Утренняя почта», «50/50». Клипмейкеров, которые бы снимали на заказ в 90-м году еще было. Первые клипы появились уже в 1991-1992 годах, когда в Москве стали снимать Хлебородов, Бондарчук, Кеосаян. А в Питере я, Гусев и Борис Деденев. В Питере я был первым, получается так.

Geometria.ru:  И что было дальше? Посыпались предложения?

Александр Игудин: Нет, поскольку в ту пору
мы очень плотно занимались телевидением, а телевидение в период перестройки развивалось очень активно, постоянно появлялись какие-то новые программы, молодежные, музыкальные. Клипы никого не интересовали, не было рынка, это была вещь достаточно одноразовая и случайная, никто не понимал, где их показывают. У нас была достаточно популярная программа «Музыкальный экзамен» на телеканале «Россия». Только с 1992 года мы начали снимать клипы более или менее регулярно. Хотя, я еще после этого первого клипа через месяц снял еще один.

Geometria.ru:  Для кого?

Александр Игудин: Это был питерский исполнитель
Игорь Латышко, в то время достаточно известный среди молодежи композитор. И этот клип тоже показали на пяти каналах, и он тоже был слеплен примерно таким же полулегальным образом: мы сначала поснимали его на концерте, потом взяли какие-то куски из фильма "Доктор Живаго", какие-то мультики. И это уже выглядело "фирмой" потому, что было ощущение, что поет артист, а все действие снято круто: кино плюс еще компьютерная графика. А на самом деле, мы просто сперли какие-то отрывки из фильма  и какие-то мультяшки!

Geometria.ru: Не было вопросов с авторскими правами?

Александр Игудин: Нет, вообще не было, никто
об этом не думал.

Geometria.ru: Возвращаясь к 92 году, когда Вы начали
снимать клипы регулярно…

Александр Игудин: Да, грянул кризис 1998 года,
телепроекты все позакрывались и остались как раз только клипы, которые вовсю начали развиваться с открытием канала MTV. Тогда я начал снимать по два-три клипа в месяц. Первыми были клипы для группы "Отпетые мошенники".

Geometria.ru: Что за клипы?

Александр Игудин: Клип, с которого начались
"Отпетые мошенники", снимался на песню «Бросай курить». Но, по-моему, мы его сняли еще до 98 года…  Вообще, получилось так, что все тогдашние молодежные артисты, такие как "Гости из будущего", "Отпетые мошенники", "Демо", начались с моих роликов.

Geometria.ru: Было сразу понятно, что на эти команды
ставятся большие ставки? Или просто "вот,  смотрите, молодые начинающие ребята"?

Александр Игудин: На них ставились, конечно,
ставки. Но, например, с "Отпетыми" клип на песню "Хали-Гали", который мы сняли в Ала-Ате, получился совершенно случайно. Снимали-снимали, а потом за час до отлета вспомнили, что забыли снять, как они поют. И вот на фоне какой-то обшарпанной стенки, трясущейся камерой досняли, потом на монтаже что-то перемкнуло, мы поменяли цвета, зеленое стало красным, красное стало зеленым… В итоге клип получился совсем не таким, как задумывалось. А когда его увидели на MTV, нам сказали: «Это же стиль MTV! Трясущаяся камера! Кислотные цвета!». И понеслось. Снимали огромное количество клипов, не всегда хороших, но попал в струю, стал модным и все.

[ http://files2.geometria.ru/pics/original/12919698.jpg ]

Geometria.ru: Что за эти 20 лет изменилось? Что
сейчас есть? Не "замылился" ли взгляд? И есть ли сейчас какая-то четкая формула того, как надо снять клип, чтобы он стал на 100% успешным?

Александр Игудин: Если бы мне 20 лет назад
иметь те умения и тот опыт, который есть сейчас, или если бы мне на сегодняшний день иметь то стремление и желание, которое было 20 лет назад… Формулы успеха как таковой нет, их выводят сами директора артистов. Помню, когда-то в середине 90-х годов, когда я предложил снять что-нибудь креативное, настоящее, один мой знакомый мне ответил: "А зачем? Личико и море - вот все, что нужно нашему зрителю».Тогда я не поверил и рассмеялся. Сейчас понимаю, что он был прав.

Geometria.ru: Не грустно от этого?

Александр Игудин: Нет, это очень весело.
Мы недавно снимали клип Валерии на Бали: личико и море. Прекрасная, красивая Валерия и океан, ощущения совершенно невероятные, когда смотришь на это изображение, действительно завораживает. «Личико и море» - идеальная формула успешного клипа для российского зрителя. Слово «море» можно заменить на «трава», «поле», «горы», «небо»…

Geometria.ru: И всегда работает?

Александр Игудин: Да, работает. Потому,
что это естественно.

Geometria.ru: Ну, хорошо, а какие-то сценарные
находки, сюжет?

Александр Игудин: Каждое время приносит
свои сценарные находки, свой сюжет. Например, после того, как у нас был моден Тарантино, все снимали какой-то трешняк, клипы со стрельбой, какие-то там кровавые истории. Я сам этого очень много снимал, у меня люди в клипах бились на машинах, гибли от передозировки наркотиков.

Geometria.ru: Это, например, какой клип?

Александр Игудин: Например, «Ангел дня»
группы «Русский Размер». Вообще конец 90-х - это обязательно убийства, кровь, драки, стрельба, взрывы, разрушения. Потом пошла эпоха гламура: красиво и ни о чем. Сейчас возвращается эпоха сюжетов, сценариев. Хотя, наверно, все-таки называть это словом "сценарий" достаточно кощунственно, сценарий может быть у художественного фильма, это что-то большое, серьезное. И еще сейчас возвращается эпоха гранжа: индастриал, разрушенные конструкции, но без крови и насилия. Каждые пять лет тенденции меняются и не секрет, что они исходят от Запада: 90% наших клипов – это так или иначе заимствования у западных источников.

Geometria.ru: Вам нравится музыка, на которую
Вы снимаете клипы?

Александр Игудин: Нет. Во-первых, она не
может нравиться, когда ты ее слышишь миллион раз. На самом деле, я вам честно скажу, мне нравятся отдельные песни. Иногда действительно попадаются такие, от которых не тошнит и которые вдохновляют на что-то. Но если нет, то я искусственно заставляю себя это полюбить. Я считаю, что на момент работы над клипом, песня должна быть лучшей и любимейшей,  я должен внутри этой песни оказаться, чтобы придумать что-то достойное, чтобы передать то, что хочет передать артист, и быть при этом максимально честным. Поэтому когда я работаю над клипом, мне эта песня действительно нравится и я ее люблю. Ну а для себя, вне работы я слушаю совершенно другую музыку.

Geometria.ru: Какую?

Александр Игудин: Ту, на которую я не снимаю
клипы! Я  люблю русский рок, классический западный рок, мейнстрим… В общем, вся та музыка, которую слышал и слушал еще в детстве.

Geometria.ru: При том техническом потенциале,
который у Вас есть, не бывает такого, что Вы слышите песню и она вам настолько нравится, что хочется снять на нее клип?

[ http://files.geometria.ru/pics/original/12919669.jpg ]

Александр Игудин: Бывает. Но, к сожалению,
не совпадает. Мне нравится, например, Земфира, «Моральный Кодекс», но я немножко из другой тусовки. Меня в клипах больше прельщает видеоряд, чем музыка, потому что в любом случае я снимаю какую-то историю. Даже если это клип бессюжетный, все равно я снимаю человека, артиста. Он может даже не петь, а просто молчать, я могу подложить совершенно другую музыку. В клипе для меня первостепенна не музыка, а желание и идея сделать некий видеоряд для артиста.

Geometria.ru: То есть, приходят некие идеи, образы?

Александр Игудин: Ну да… Просто это музыка,
которую можно как-угодно слушать: хоть справа налево, хоть слева направо. Такой же и сюжет.

Geometria.ru: Потому, что тексты в основном одинаковые?

Александр Игудин: Да, тексты абсолютно
одинаковые. Причем, когда ты слушаешь их с музыкой – это еще нормально, но когда ты читаешь их, то понимаешь, что это край идиотизма. Недавно на «Новой Волне» состоялся творческий вечер композитора Тухманова. Он взял стихотворение Пушкина, написал для него совершенно попсовую музыку и спел.  По-моему, стихотворение «Алина» называется. Когда я это услышал, понял, что Пушкин точно такой же попсовик. Повороты, может быть, более изысканные, но он бы вполне мог написать тексты для группы "Иванушки International"! Написать может каждый, но весь вопрос в том, чтобы написать так, чтобы это зацепило. У нас клипы, как и весь шоу-бизнес, разделились на две категории: есть люди, которые делают что-то ради удовольствия и попадают они в обойму или не попадают - это уж как повезет, а есть люди, которые являются обслуживающим персоналом нашей публики. Понятие «пипл хавает» Богдан Титомир, кажется, ввел в свое время. Весь этот наш шоу-бизнес, который вы видите на музыкальных каналах – это все, как семечки. Профессия клипмейкера сложна тем, что постоянно приходится лавировать между выражением собственного я, выражением собственного вкуса, своих идей и обслуживанием этих артистов. И мы же сами хотим видеть всех гламурными, красивыми, чтобы богато, дорого.

Geometria.ru: Насколько клипмейкеру приходится
идти на поводу у заказчика?

Александр Игудин: Приходится. Большинство
наших артистов не знают, что им нужно, они застыли в каком-то своем образе 15-летней давности, в пайетках и румянце на щеках, считают, что это круто! Скажу честно, если бы у меня был какой-то побочный бизнес, то мне было бы легче отстаивать свое собственное я. Но это моя основная профессия, мой хлеб, никто за меня семью мою кормить не будет. Клиент всегда прав. И если и поймет, что был не прав, то только потом. А, может, и не поймет никогда.

Geometria.ru: Не думали снять что-то свое, фильм,
к примеру?

Александр Игудин: Новогодняя сказка –
это мой фильм, это одна из моих детских мечт. Для меня мир новогодних огоньков и сказок был в детстве настолько волшебным и космическим, я так хотел туда попасть, что когда стал снимать «Новогодние сказки», понял, что моя детская мечта осуществилась.  И тут уже артисты со мной не спорят: их приглашают на проект и мы играем по правилам моей игры.

Geometria.ru: Расскажите об этом проекте. Может,
есть какая-то особенная находке, идея, которую Вам удалось воплотить?

Александр Игудин: Особых находок нет, просто
есть желание сделать на новом техническом уровне то, что сам много смотрел в детстве. То есть, мы делаем кавер-версии сказок "Золотая рыбка", "Золотой ключик", в этот Новый год будет сказка "Морозко". До этого я еще снимал «Новогодний Огонек» на Украине. Это уже шестой новогодний проект, я главный теле-Дед Мороз страны!

[ http://files.geometria.ru/pics/original/12919700.jpg ]

Geometria.ru:  И это от души?

Александр Игудин: Да, от души. В каждом деле,
конечно, есть свои минусы. За эти полтора месяца волшебства в год я устаю так, что потом, чтобы прийти в себя, приходится уезжать далеко-далеко, слушать шум волн, ходить по песку и просто тупить. Но этими сказками я очень горжусь -  это титульный проект телеканала "Россия", главный новогодний проект страны, в котором участвуют все звезды популярной музыки.

Geometria.ru: Туда приглашают Земфиру?

Александр Игудин: Нет, Земфиру никогда
не приглашали, она всегда в стороне.

Geometria.ru:  Были ли ситуации, когда Вы отказывались
от заказа по каким-то соображениям?

Александр Игудин: Вот недавно, например,
отказался снимать клип для Алсу. Мне не понравилось то, что они хотят снимать.

Geometria.ru: Сложная задача?

Александр Игудин: Сложность в том, что наши
артисты часто сами не знают, чего хотят. А когда артист или его продюсер начинают думать, что они режиссеры и знают, как надо снимать, задача становится невыполнимой. Мне просто предложили идею, я закрыл глаза и ничего не увидел. Но это, наверное, один из уникальных случаев, я практически никогда не отказываюсь.

Geometria.ru: А что продюсеры, директора приходят
уже со своей идеей?

Александр Игудин: 50 на 50. В половине случаев
они приходят и говорят: «Вот тебе песня - придумай». А в другой половине случаев они приходят и говорят: «Вот тебе песня, мы бы хотели видеть следующее..». Но случай с Алсу - это как раз тот случай, когда я совсем не представлял, как это сделать, чтобы не было потом неловко. Может быть, я просто устал… Но почему-то считается, что режиссером у нас может быть каждый. Вот в операторы не все лезут, так как знают, что там нужно на кнопочки какие-то нажимать, фокус крутить, в этом надо соображать. А в режиссуре же ничего соображать не нужно!

Geometria.ru: А на самом деле?

Александр Игудин: Режиссер – это дирижер,
это главнокомандующий, творческий организатор. Если говорить о клипах, тут надо творчески организовать все: артиста, оператора, художника, свои идеи, идеи команды, а потом все это собрать, выстроить. Это не просто творец, а человек, который все творческие идеи проверяет на действительность, на фактическую возможность их воплощения, на сроки и возможности. Режиссер-клипмейкер должен быть не только режиссером, но и сценаристом, дизайнером и продюсером. Я уже говорил о том что, открываю школу и моим изначальным желанием было подготовить себе помощников, единомышленников. Все-таки режиссеры клипов сейчас достаточно "штучный товар". Активно действующих режиссеров в России, постоянно снимающих клипы, сейчас человек 15, наверное, максимум. А артистов 1500 человек. Просто наша профессия самая незащищенная с социальной точки зрения, все время держится на каком-то пафосе и пиаре. Если ты поругался с артистом, не сошелся с ним в деньгах, или характерах, то можешь быть сколь-угодно талантливым, но оказаться ненужным. Или ты должен быть на три головы выше всех и выдавать какой-нибудь сногсшибательный результат.

Geometria.ru:  Что такое профессионализм?

Александр Игудин: Профессионализм – это
умение грамотно отреагировать на сложившуюся ситуацию, добиться максимального результата при любых исходных данных. Если ты профессионал, ты можешь сделать конфетку, имея очень маленький бюджет. Профессионализм – это когда у тебя получается сделать что-то хорошо не один раз, а постоянно. Когда получается один раз – это талант, а для того, чтобы быть профессионалом одного таланта мало.

Юлия Чай, Ирина Игоревна Дамаскина, г. Санкт-Петербург
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев