У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

АЛЕКСАНДР НУЖДИН: «У каждого диджея должен быть свой почерк»

24.08.2010
АЛЕКСАНДР НУЖДИН: «У каждого диджея должен
быть свой почерк»

Самый узнаваемый голос радиоэфира страны,
автор всемирно известных компиляций "FM Cafe", востребованный диджей в дорогих кафе и ресторанах столицы, единственный гость из России в "Cafe del Mar" на Ибице. Geometria.ruпопросила рассказать Александра, как он стал диджеем и почему его выбор пал на чилл-аут и лаунж-музыку.

Geometria.ru: Расскажи, с какой музыки начал формироваться
твой музыкальный вкус, как диджея? Если верить твоей биографии, где сказано, что почти 20 лет назад тебе приходилось играть то, что было доступно в небольшом объеме на виниле, получается, что особого выбора в музыке тогда у тебя не было?

Александр Нуждин: Изначально выбор был
скорее, но не мой, я пользовался материалом, как ученик, а выбор был Олега Оджо, как моего учителя. В то время не каждый диджей мог похвастаться коллекцией какого-либо винила, это было новым, так как и клубов было не особо много. Когда меня пригласили на работу в клуб «2х2», хозяевами которого были ирландцы, я сказал, что я диджей, но своих пластинок у меня на 3 рубля 20 копеек, и поскольку открытие было не за горами, они взяли и купили у ирландского диджея его коллекцию винила, которую он продавал. Снова выбор был не мой, и я «лепил, из того, что было». Потом уже покупались какие-то пластинки, и в соответствии с модой, и с чартами, но в те времена мой вкус формировался на том, что вообще попадалось на глаза, а не так, что я пошел в магазин, долго копался, выбирал себе пластинки, которые нравились, чтобы моя коллекция отражала мой музыкальный вкус.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267811.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267810.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267808.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267806.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267805.jpg ]

Geometria.ru:  А из того, что тебе приходилось
играть, к какой музыке ты больше был расположен?

Александр Нуждин:  Знаешь, настолько все
было в новинку, что все, чтобы не приходилось играть, все было в кайф. Не было никаких стилистических ограничений, потому что вся музыка, которая попадалась тогда, жадно впитывалась всеми нами без исключений – от какого-то euro disco до английской музыки, у Олега Оджо были какие-то джазовые пластинки, которые мы тоже играли с удовольствием в не танцевальное время. Очень много было r’n’b и музыки в темпе до 110 ударов в минуту – от Rob Base до S.O.S. band. Я учился, в основном, на хаусовых пластинках, у меня были тренировочные пластинки, среди которых была Dee Lite «Groove is in the heart». Для меня было совершенно удивительно, что я, обладая и музыкальным слухом, и отчасти даже певческим голосом, и выросший в музыкальной семье, долго не мог свести одну пластинку с другой – это меня жутко бесило. В принципе, я не могу сказать, что я был офигительный ученик.

Geometria.ru: Почему, в отличии от большинства
своих коллег, которые рвались играть танцевальную музыку в клубах, ты отдал предпочтение интеллектуальной, как сейчас принято говорить, фоновой музыке, несмотря на то, что до сих пор тебя можно услышать и в клубах, играющим house?

Александр Нуждин: Я с детства тяготел с
музыке с элементами джаза, поэтому когда появились лаунжевые и полуджазовые эксперименты с музыкой – acid jazz, down tempo, chill out и т.д. – это все появилось от джаза, пропорция разная, но джаз, так или иначе, в этой музыке присутствует. Мне по моему воспитанию, полученному от моей семьи, была близка джазовая составляющая. В house музыке ее немного – от гармонии до инструментов, - а в музыке «для не танцующих», если обобщить это, этих составляющих много. Мало того, я очень люблю мелодичную музыку, и мне иногда просто скучно играть монотонный house, будь то deep или tech. В музыке, которую я предпочел в качестве своей специализации, мелодическая составляющая ярко выражена, есть джазовая основа, и этого мне было предостаточно. Тут уже начали появляться какие-то свои предпочтения, свой вкус и своя коллекция музыки, которую я начал создавать. Плюс немаловажную роль в этом сыграли места, в которых я начал работать в период определения моей музыкальной специализации, в частности в «Гараже» в 1998 году я играл по четвергам, с девяти часов вечера, когда народ нельзя было заставить пуститься в пляс, и поэтому мне, как диджею, предстояло либо отбывать, чтобы в одиннадцать часов начинать играть танцевальную музыку, либо что-то придумывать, чтобы народ остался в заведении до начала вечеринки, что тоже, как оказалось не простой задачей, потому что если ты играешь неинтересную музыку, народ встает и уходит, даже несмотря на то, что он потом вроде как собирался танцевать. И конечно, к тому моменту сыграло роль появление специализации у диджеев – до этого ее небыло, раньше все играли все, что было, а пришло время, когда каждый для себя определился со вкусами и пристрастиями, в том числе с появлением собственных коллекций музыки. Многостаночников всегда много, а чем-то диджей должен выделяться, у каждого диджея должен быть свой почерк.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267804.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267801.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267800.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11267798.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267797.jpg ]

Geometria.ru: Для более широкой аудитории Александр
Нуждин известен, как ведущий радио «Maximum». Расскажи, как появились программы «FMcafé», а затем «Проверено электроникой», благодаря которым у тебя появилась возможность поделиться своим вкусом с радиослушателями?

Александр Нуждин: «FM café» появилась на волне
моей любви к chill out музыке, просто появились коммерческие предпосылки для появления такой программы на радио «Maximum» - программу об этой музыке захотели купить, поэтому боссы радиостанции в тот момент попросили сделать эту программу. Дело пошло достаточно неплохо с точки зрения продаж, поэтому, несмотря на вычурность самой программы в эфире рок-радиостанции, которой «Maximum» является и по сей день, мне разрешили сделать такой Ватикан в рок-государстве, так как коммерчески этот продукт был востребован. С программой «Проверено электроникой» было немного по-другому, потому что эта программа – отражение стиля, который пропагандирует радио «Maximum», но через призму другого временного отрезка – грубо говоря, это радио «Maximum» 1985 года, если бы оно существовало в то время. А поскольку я провел некую подготовительную работу и съедил на «Горбушку» - если брать это место, как показатель самого большого выбора пластинок, - чтобы посмотреть, можно ли вообще такую музыку купить, если захотеть, то я понял, что этого сделать невозможно, и стало ясно, что такая программа точно будет востребована.

Geometria.ru: А влияло это как-то на востребованность
этой музыки, с учетом того, что у нас среднестатистический радиослушатель любит слушать в эфире более досягаемую музыку?

Александр Нуждин: Тут двоякая ситуация,
просчитать до конца целесообразность подобного эксперимента было невозможно, в силу того, что у нас спец. программы всегда шли в десять-одиннадцать вечера, когда все статистические выкладки считаются на грани погрешности, потому что считается, что люди в это время не особо слушают радио, в отличии от утренних часов и конца рабочего дня. Но профессионалы мои программы оценили, я получил премии за лучшие программы от «Радиомании» - и «FM café», и «Проверено электроникой» являются лучшими музыкальными радиопрограммами России, по мнению профессионалов от радио.

Geometria.ru: И как следствие успешной радиокарьеры,
ты оказался ведущим на телевидении, в программе «Один против всех», выходящей на канале «ТВЦ». Как ты получил приглашение и с чем связано твое решение вести интеллектуальное шоу, а не музыкальную программу, что для тебя было бы свойственнее?

Александр Нуждин: У меня есть несколько
приятелей на телевидении, они меня, в силу моего визуального типажа, воспринимали, как возможного потенциального участника какого-то шоу, но не более того. Я никогда не отказывался от кастингов, и всегда на них с удовольствием ходил, но уже привык к тому, что мне после них не перезванивали. Незнаю, с чем это было связано, я никогда не был телеведущим, поэтому не мог выступать в роли готового продукта, как телеведущего. А тут за меня взялись очень профессиональные люди, у которых несколько премий «Тэфи», гигантская команда, в высшей степени востребованная, команда настоящих профессионалов – «Один против всех» программа очень серьезная, очень технически сложная. Так получилось, что именно таким они видели ведущего, потому что эта программа идет во многих странах мира, и везде она разная. Все ведущие одинаково одеты, одинаковые студии, и т.д. – унифицированная программа.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267795.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267788.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267793.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267792.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11267790.jpg ]

Geometria.ru: Эта программа выходит по лицензии
компании «Endemol», если я не ошибаюсь?

Александр Нуждин: Да. Но подоплека программы
везде совершенно разная. В Италии в этом шоу доходят максимум до третьего вопроса, все остальное время ведущий с главным героем трещит о сексе, о еде, о женщинах, и прочем. В Англии это совершенно чопорное шоу, с каменными лицами, на деньги. В Америке это большой Голливуд, с голливудской улыбкой, со страстями, казиношный тип. В Германии это двадцатиминутное ежедневное шоу, тоже достаточно чопорное и сухое, как «Спортлото». Везде по-разному. Мы взяли большую часть из американской модели, просто, чтобы программа была чуть поживее, и типаж ведущего в американском шоу отчасти совпадал с моим имиджем, поэтому я и приглянулся. Хотя я не видел других претендентов на ведение этого шоу, поэтому я не могу сказать, что меня выбрали потому-то, а все остальные были кривые-косые.

Geometria.ru: А у тебя самого какие ощущения от
ведения телепрограммы?

Александр Нуждин: Я интроверт по натуре,
для меня вести подобные вещи – это переступить через себя. Я не привык на себе испытывать столько внимания к собственной персоне, не могу сказать, что мне это доставляет особое удовольствие – я не павлин, поэтому подобные вещи для меня испытание. Но при всем при этом, конечно, отказаться от подобного опыта было бы глупо. Это такой опыт, который позволит в будущем, возможно, заработать больше денег, возможно, найти себя в другом амплуа. Кроме плюсов, подобный опыт не подразумевает под собой ничего. Есть минус, что это тяжело, что ты не имеешь подобного опыта, но при этом отказываться было бы совершенно глупо и непростительно, потому что лучше сначала попробовать и понять, что это не твое, чем заранее отказаться.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11041339.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/9045490.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10583120.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/9204277.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10749946.jpg ]

Geometria.ru:  Помимо известности в России, ты
также успел зарекомендовать себя и за границей. Расскажи, как ты впервые оказался в роли диджея на зарубежном мероприятии и как развиваются твои контакты с иностранными партнерами, в частности, с «Café delMar»?

Александр Нуждин: В этом году в «Café del Mar»
я вряд ли буду работать, так как работаю на Salinas beach, в другом кафе. Первый раз за границей я работал в Бельгии, по приглашению Red Bull. Сказать, что я часто выезжаю за рубеж, я не могу, хотя периодически езжу. Это, конечно, в высшей степени интересно, потому что публика совершенно другая – она настолько благостная, что я бы каждому диджею пожелал, чтобы в его карьере были выступления на Западе. Это фантастическое ощущение того, что люди, которые не относятся к твоей культуре, танцуют под то, что ты им играешь,  – это совершенно другие ощущения, в отличии от тех, к которым мы привыкли тут, несмотря на то, что это вроде как тоже народ. Я работал и в Швеции, и в Бельгии, и на Ибице. На Ибице чуть больше, в основном, не на танцующую публику, это был и «Café del Mar», и другие заведения. Русских там мало, что такое русские, там не знают.

Geometria.ru: И как тебя в связи с этим воспринимали?

Александр Нуждин: Пока русские диджеи там
вызывают скорее любопытство, чем профессиональный интерес. Для них это некая диковинка, «мишка-матрешка-водка-самовар». Потому что похвастаться каким-то вычурным знанием техники мы не можем, все профессиональные люди там намного профессиональнее нас. Подбором музыки может быть многие и могут, но это не так востребовано, возможно, в силу отсутствия менеджмента. Потому что я не знаю, как становятся на Западе international dj. Допустим, резидент «Café del Mar», мальчик 23 лет, ничего из себя не представляющий, сейчас отправляется в мировое турне. Может быть, у них это как-то проще происходит, в том числе за счет раскрученного бренда «Café del Mar», конечно, но мы из-за нашего «железного занавеса», который теперь уже «деревянный забор», вылезаем редко, и я надеюсь, что будем вылезать намного чаще, с большим успехом для нас, как для страны. Сейчас это какие-то разовые прецеденты, и говорить о них в тоне «я играю постоянно за границей» - я вот не могу так сказать.

Geometria.ru:  То есть это не событие, как многие
тут подают свои гастрольные выезды за границу?

Александр Нуждин: Это можно, конечно, подать,
как событие, и можно раздуть из этого какую-то историю, но это не событие в их понимании, тем более для Ибицы, которая кишит звездами намного большей величины, нежели, скажем, я. Я помню, как первый раз приехал на Ибицу, подвыпил в самолете, но в момент протрезвел, увидев на ленте багажного транспортера десять одинаковых сумок «UDJ» одного цвета, и понял, что мне нужно искать свою. Слава Богу, я понял, что это не меня укачало, потому что они были все-таки разного цвета. Так что не один я такой умный.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10586656.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/9204184.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/6841704.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/9204185.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/6841702.jpg ]

Geometria.ru: Ты довольно активно записываешь
компиляции для различных заведений. Как ты определяешь каждую компиляцию, с чего начинаешь формировать материал? Насколько влияет само заведение, его целевая аудитория на подобранную музыку, или же ты отталкиваешься от своего вкуса, своего видения?

Александр Нуждин: Иногда заведения предоставляют
мне карт бланш, иногда нет. Если прецедент уже создан, многие люди из года в год ко мне обращаются, и тут уже какое-то сложившиеся взаимное доверие играет роль. Например, я знаю, что я ежегодно записываю компиляции для «Vogue café», это не простой процесс, но мне это интересно, потому что это престижное заведение, и какой-то плюс в этом для меня. Многие лезут в составление компиляции, я не имею ничего против, хотя это вызывает раздражение, но я понимаю правила игры, потому что заказчик есть заказчик, и деньги платит он. Приятно, когда не лезут, не зная броду, как говорится, но не всегда, когда заказчик лезет в продукт, является плохим знаком. У меня было много случаев, когда именно за счет того, что я, можно сказать, «рожал», компиляции получались хоть и вымученные, но очень достойные.

Geometria.ru: Сейчас есть некая тенденция, что
в кафе, где играют диджеи, не нужен опытный диджей, с хорошим вкусом, так как многие владельцы заведений считают, что диджей в кафе – это не главное. Как ты считаешь, насколько такая позиция отрицательно влияет на статус заведений и самих диджеев, многие из которых в кафе устраивают просто дискотеки?

Александр Нуждин: Диджей в кафе является
в некой степени сервисом. Называй это, как хочешь, и многие диджеи могут надуть губы бантиком по поводу того, что они персоналии, но мы являемся определенного рода сервисом. Не просто играет iPod с подбором музыки, а играет живой человек, в данный момент, сейчас, и это является неким плюсом для заведения, галочкой, что оно может себе это позволить. Поэтому, как ни крути, если люди это сделали, то разница будет в любом случае. Это то же самое, что в бар поставить бытовую кофеварку, а можно купить дорогую кофе-машину. Разница и во внешнем виде, и в качестве приготовления кофе. Почему хозяева не понимают важности диджеев в кафе – это очень просто: потому что профессионалов в ресторанном бизнесе достаточно немного, рестораторов еще меньше, и даже самые профессиональные из них не всегда понимают функции диджея для создания атмосферы в заведении – для них целесообразность наличия диджея ровна нулю. И это очень распространенная ситуация. Конечно, можно любого живого человека заменить балалайкой, но этот сервис позволяет заведению выделиться среди остальных. В высококлассных заведениях большой необходимости в диджеях нет, но живой диджей, с другой стороны, невилирует все огрехи заведения, хороший музыкальный фон может сгладить и плохой сервис, и плохую кухню, создав просто хорошую атмосферу, в которой другие недостатки растворяются. Что касается заведений, где устраивают дискотеки, тоже все достаточно просто – многие считают динамичную музыку гарантией того, что клиенты будут больше двигать челюстями – но это не так. На то он и живой диджей, чтобы сохранять баланс в определенное время – ни в коем случае тут нельзя нарушать законы. Если у тебя девять часов вечера, и ты видишь, что в кафе сидит возрастная публика – 40-50 лет, парочки, то их приоритет не танцы, а кулуарные беседы, которые ни в коем случае нельзя прерывать – в это время музыка должна быть максимально тихой и максимально комфортной для разговора. Если ты видишь, что ближе к полуночи заведение наполняется молодежью, то музыку нужно сделать и погромче, и потанцевальнее – для этого как раз и есть живой диджей, автомат это не сделает.

Geometria.ru: Если посмотреть на пристрастия
большинства диджеев, то тех, кто играет lounge музыку, не так много. Как ты считаешь, это связано с тем, что loungeтребует более осознанного, более взрослого отношения, или же причина в том, что его просто мало где можно играть?

Александр Нуждин: Это связано и с тем, что
ты сказала – что не все видят целесообразность работы диджея, и не многие считают в связи с этим правильным тратить дополнительные деньги. Также не все диджеи универсальны – я играют и танцевальную музыку, и lounge музыку, и для меня гораздо выгоднее вечером играть lounge, а после играть, например, house. Не думаю, что мелодичная музыка – это какая-то возрастная история, хотя, конечно, какой-то возрастной ценз на более мелодичную музыку есть, но у совсем юных диджеев еще кровь играет, и им ближе играть более агрессивную, более жесткую музыку, с точки зрения самовыражения, не более того. Даже если обратить внимание на девочек-диджеев, которых сейчас появилось в изобилии, среди них очень мало играет мягкую, мелодичную музыку, в основном, все жестят. Почему? Потому что так выгоднее себя подать – девочка, а вот как дала всем под зад, и это считается круто – правда, что круто, не совсем понятно. Это самовыражение в нынешнем понимании, поэтому lounge диджеев достаточно мало. Раньше lounge музыка была еще и модная. Лет десять назад, когда была мода на все эти сборники «Café del Mar», «Buddha bar», «Hotel Costes» и т.д., тогда многие диджеи играли эту музыку в силу моды, которая неизбежно прошла, и сейчас осталась специализация у немногих диджеев. Эта музыка стала такой же нишевой, как drum’n’bass, менее массовой.

Официальный сайт Александра Нуждина: www.nuzhdin.ru
[ http://www.nuzhdin.ru/ ] .

Алина Секвенция
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним