У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Новости

Гид по Beat Film Festival

04.08.2020

С 1 по 14 августа в кинотеатрах Москвы и онлайн по всей России проходит всеми любимый Beat Film Festival — фестиваль документального кино о новой культуре. В этом году в программе не только привычные фильмы о музыке, но и истории о моде, стрит-арте и активизме. Редакция GEO.PRO Нижний Новгород собрала для вас подборку фильмов, на которые стоит обратить внимание:


В погоне за Бэнкси

реж. Аурелия Рувье, Шеймас Хейли


В мире нет чистого искусства, художник всегда был любим — и простым зрителем, и (чего уж греха таить) кураторами с искусствоведами за те мифы, которые он строит вокруг себя. Когда один из героев этого фильма говорит, что Бэнкси — это Пикассо XXI века, речь идет именно об этих мифах. Мы не знаем, кто он. Зато мы знаем, что его волнуют насилие и неравенство. Мы не всегда знаем, настоящий ли Бэнкси перед нами или подделка под его стиль. Но мы знаем, что его граффити стоят так дорого, что их срезают со стен, чтобы продать. Сюжетно «В погоне за Бэнкси» — попытка разгадать, что за человек скрывается за этим псевдонимом: найти Кларка Кента за маской Супермена, но одновременно это и исследование его мифа.

Режиссеры Аурелия Рувье и Шеймас Хэйли устраивают нам тур по блокбастерам Робин Гуда уличного искусства. В программе: закоулки Нью-Йорка и Лондона; отель с «худшим видом на свете» — на стену между Израилем и Палестиной; трюк с самоуничтожением картины, проданной на «Сотбис» за 1,4 миллиона фунтов стерлингов, прямо во время аукциона; относительно новое граффити про грязный воздух в промышленном центре Порт-Толбот; борьба жителей Фолкстона за то, чтобы работа Бэнкси осталась в их городишке, а не ушла в частную коллекцию. И да, здесь есть несколько вполне рабочих гипотез о личности художника, но куда интереснее то, почему все участники съемок — от бывшего агента Бэнкси Стива Лазаридеса до гида по его граффити в Бристоле и пенсионерки из Фолкстона — очарованы тем, что он делает. Миф Бэнкси: будь дерзким, будь быстрым, не теряй чувства юмора, привлекай внимание к тому, что для тебя важно. И главное — оставайся анонимным: будучи никем, Бэнкси говорит не только от себя, но и от всех нас.


Мэйден

реж. Алекс Холмс


В конце 1980-х никто не мог представить команду из одних девушек на престижной регате. Нужна была героиня, которая бросит вызов стереотипам — и ей стала британка Трейси Эдвардс. В 1989 году она возглавила банду 12 единомышленниц, которые отправились в кругосветную гонку на яхте «Мэйден», доказав, что жажда приключений может быть топливом жизни человека независимо от его пола. Тридцать лет спустя фильм, рассказывающий об их авантюре, вошел в шорт-лист «Оскара» и покорил независимый американский прокат.

«Чтобы отправиться в кругосветное плавание, надо быть немного сумасшедшим», — в этом сходятся десятки героев ленты, связанных с парусным спортом. Трейси Эдвардс, трудный подросток из Уэльса, десятки раз исключенная из школы и убегавшая из дома, находит себя в компании яхтсменов, но выясняет, что на судне может рассчитывать только на роль повара: она же женщина. Тогда Трейси собирает полностью женский экипаж для кругосветной регаты, чтобы опровергнуть представление о том, что море — мужская территория. Плавание длиной в девять месяцев — а команда «Мэйден» не просто выдержала кругосветку, но и выиграла несколько ее этапов — стало вехой яхтенного спорта и движения за равноправие полов. Захватывающие архивные съемки и интервью с участницами легендарной гонки дышат внутренней свободой и желанием покорить этот мир, на которых стоит наша цивилизация.


Майкл Хатченс: Mystify!

реж. Ричард Ловенштейн


Самым большим страхом Майкла Хатченса было одиночество — об этом говорят все, кто его знал. Он почти никогда не оставался один, но жизнь наедине со всеми оборвалась трагически — лидер INXS покончил с собой, выгоревший и разуверившийся в своем предназначении. Этот проникновенный байопик собирает Хатченса по кусочкам: неунывающий друг, случайный знакомый с проницательным взглядом, бойфренд-единомышленник, партнер с неутолимой жаждой нового, музыкант от бога и звезда с первого появления перед публикой. Мы смотрим на Хатченса глазами родителей, снимавших его на домашнюю камеру, продюсеров его альбомов, многочисленных влюбленных в него девушек, среди которых были Кайли Миноуг и супермодель Хелена Кристенсен — и проникаемся духом золотой эпохи рок-икон: времени героических поз, темных очков и головокружительных романов.

В интимных разговорах с близкими Хатченса подробно обсуждаются факты его биографии, на которых спекулировала пресса и фанаты. Его проблемный последний брак, травма головы, ступор при записи поздних альбомов, выматывающее расписание гастролей и кризис в попытке запустить сольную карьеру сплелись в клубок противоречий, с которым не по силам было разобраться человеку его чувствительности и уязвимости. Кажется, жизнь Хатченса не могла закончиться иначе, но «Mystify!» вышел не пафосным некрологом, а добрым письмом старому другу. По-другому и быть не могло: ведь автор фильма Ричард Ловенcтейн — один из главных австралийских инди-режиссеров, создатель самых известных клипов INXS и хороший знакомый всех, у кого он берет интервью.


Разбитый нос, пустые карманы 

реж. Билл Росс, Тернер Росс


Потрепанный бар где-то на окраине Лас-Вегаса устраивает праздник — в честь последнего дня работы перед закрытием. С заведением приходят попрощаться завсегдатаи: алкаши, уличные философы, неудавшиеся актрисы, разбитные разведенки. Мы проживаем с ними этот день от рассвета до заката — впрочем, некоторые герои вынуждены покинуть сцену задолго до того, как опустится занавес, не в силах больше держаться на ногах. Камера ловит их несколько сумбурные, но невероятно живые разговоры, следит за барменом, который относится к постоянным клиентам как к членам большой сумасбродной семьи, ловит яркие детали — вроде работающего фоном телевизора, в котором в какой-то момент неведомым образом начинают показывать фильм «Летят журавли».

Из фильма с такими исходными данными можно было бы сделать жесткую социальную хронику, портрет неприглядной реальности, явленной через людей, не способных контролировать себя перед камерой — но авторы смотрят на своих героев не с жалостью, но с любовью: сквозь алкогольные пары мы видим достоинство, ум, искренность, грусть по уходящей жизни. На самом деле, зафиксированное на пленке прощание — импровизация, сам бар не закрывается и находится не в Лас-Вегасе, а в Новом Орлеане, а его посетителям предложено сыграть самих себя. И эту задачу они выполняют с редким блеском. С высоко поднятой головой — иногда, правда, падающей на стойку.


По волнам: искусство звука в кино

реж. Мидж Костин


Считается, что кино — это, прежде всего, визуальный ряд: на заре кинематографа фильмы и вовсе были немыми, но сегодня мы не можем представить себе мелодраму или блокбастер без шепота, музыки, взрывов или гнетущей тишины. За столетие то, что было технологически неотлаженной новинкой, превратилось в самостоятельное направление кинопроизводства — и, шире, искусства, которое при этом остается за кадром (буквально).

«По волнам» — это захватывающая история эволюции звука в кино, изложенная влиятельным игроком индустрии: автор фильма Мидж Костин работала звукорежиссером на картинах Джона Уотерса и Тони Скотта и несколько раз номинировалась на «Оскар». Ее дебют рассказывает о рождении голливудского саунд-дизайна и о том, как он прошел грандиозный путь — от голоса Эла Джолсона в «Певце джаза» и рыка леопарда, записанного Мюрреем Спиваком для «Кинг Конга» 1933 года, до космических перестрелок «Звездных войн» и психоделических акустических ландшафтов «Апокалипсиса сегодня». Удачным образом взгляд создательницы не сфокусирован на композиторах (о музыке здесь, конечно, говорится, но как уверяют звукорежиссеры, ссылаясь на Джона Кейджа, шумы и тишина — это тоже музыка) и не зациклен на технической стороне вопроса: в кадрах появляются Дэвид Линч, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Кристофер Нолан и София Коппола, которые рассуждают о своем видении кинозвука. В этой истории есть место своим вехам и своим секретам (треск ломающихся макарон и хруст крахмала могут имитировать многое), своим героям и изгоям, а также — и это, наверное, самое главное — моментам триумфа, когда в блестящая режиссерская работа совпадает с не менее великолепной работой звукорежиссера. Так и появляются звуки, благодаря которым мы навсегда запоминаем и моментально узнаем фильмы — будь то рев Чубакки или вертолетная атака под «Полет валькирий».


Сейчас или никогда 

реж. Джим Ракете


9-летний немецкий школьник Феликс Финкбайнер придумал проект по улучшению окружающей среды: надо посадить в каждой стране миллион деревьев. Через год он выступал в Европейском парламенте, через четыре года — на Генеральной ассамблее ООН.

«Сейчас или никогда» — фильм будто специально для ваших знакомых, которые бесконечно негодуют в фейсбуке из-за того, что Грета Тунберг прогуливает уроки. Шведская экоактивистка, бросающая свое «я обвиняю» мировым элитам, — вовсе не одиночка: за ней — десятки, тысячи и сотни тысяч ровесников, которым тоже кажется, что в современном мире все устроено как-то неправильно, и которым тоже придется в нем жить. Мы видим их одного за другим — они из разных стран, с разными идеями, с разными проблемами, но все, в общем, убеждены, что ради спасения мира можно пропустить день в школе. Важны тут не только те, кого снимают, но и тот, кто снимает, — режиссер, заслуженный фотограф Джим Ракете, когда-то открывший миру Нину Хаген и работавший со всеми от Хендрикса до Тарантино, еще и привлекает на свою сторону старых знакомых. Борьбу подростков здесь объясняют и поддерживают Патти Смит, Вим Вендерс и другие равновеликие — «Сейчас или никогда» оказывается не только манифестом, но еще и важным заявлением о преемственности: нынешние юнцы — продолжатели дела бунтарей 1960-х. Они идут, они сильны и бодры — и как минимум с ними стоит познакомиться.


Последние и первые люди

реж. Йохан Йоханнссон


Исландский композитор-минималист Йохан Йоханнссон, автор саундтреков к «Прибытию», «Вселенной Стивена Хокинга» и «Мэнди», умер в 2018 году. К тому моменту его дебютный фильм «Последние и первые люди» уже был готов, но демонстрировался как мультимедийный перфоманс — и лишь два года спустя, после доработки по оставленным автором указаниям, попал в программу Берлинале.

Экспериментальная картина Йоханнссона — формально фантастическая, но режиссер понимает жанр очень по-скандинавски. Никакого космоса или пришельцев, только черно-белые съемки югославских архитектурных памятников в стиле брутализма. Единственный спецэффект — цветной огонек, изредка мигающий в такт бесстрастному голосу Тильды Суинтон, которая за кадром зачитывает фрагменты футурологического романа Олафа Стэплдона 1930 года «Последние и первые: История близлежащего и далекого будущего». В нем описывалась вся эволюция человечества, цивилизаций, которые перерождаются миллионами лет, развиваясь все быстрее, вплоть до финала, когда Солнечная система исчезает навсегда. Йоханнссон причудливым образом связывает пассажи книги, чтобы свести грандиозный сюжет без протагониста к одной человеческой эмоции — ощущению конечности себя и мира. Суинтон говорит от лица последних людей, идеальных сверхсуществ, стоящих на краю неизбежной гибели. Фильм не задумывался как автоэпитафия — но, конечно, воспринимается именно так: удивительно даже не то, что Йоханнссон прозрел свою близкую смерть, а то, как мощно он ее осмыслил. «Последние и первые люди» — экранизированное предчувствие апокалипсиса, свойственное людям в любые времена, но в наше — особенно.



Сон Макса Рихтера

реж. Натали Джонс


Композитор Макс Рихтер, живой классик современной академической музыки, писал свой 8-часовой альбом-колыбельную «Sleep» урывками по ночам, потому что днями корпел над многочисленными саундтреками, в том числе к «Прибытию» Вильнева и сериалу «Оставленные». Зато исполнялся «Sleep» с размахом: в Гранд-парке Лос-Анджелеса, лондонском музее Wellcome и берлинском культурном центре Kraftwerk для зрителей разбивали настоящий лагерь с раскладушками — не спать во время этого концерта полагалось только музыкантам, а дрема аудитории, наоборот, поощрялась.

Режиссер Натали Джонс едва ли хотела просто вместить побивший все рекорды концерт в полтора часа экранного времени. «Сон Макса Рихтера» — скорее погружение в этот удивительный зрительский опыт. Ведь «Sleep» — не только тихий бунт против ускорения мира, в котором фокус внимания исчисляется секундами. Это попытка выстроить коммуникацию в обход привычному, бодрствующему сознанию, исследовать границы между сомническим и реальным, и кино для этого — идеальный инструмент: любой фильм и есть сновидение наяву, в которое мы погружаемся каждый раз, очутившись в темном зале кинотеатра. А еще это, безусловно, погружение в мир Макса Рихтера — что за работой, что дома он оказывается застенчивым, хоть и достаточно отчаянным человеком, чтобы не бояться доверить собственную хрупкость музыке. И через его воспоминания, домашние видео и разговоры с близкими становится отчетливой и неоспоримой связь антропологии и кино, электронной и академической музыки, полузабытого прошлого и настоящего, из которого так легко вернуться в детство, услышав в полудреме звуки колыбельной.

White Riot

реж. Рубика Шах


На фоне иммиграционного кризиса в Англии с конца 1960-х усиливаются правые настроения. Партия «Национальный фронт» вербует все больше сторонников, и их поддерживают некоторые рок-звезды — Эрик Клэптон на концерте в Бирмингеме выкрикивает расовые оскорбления и скандирует лозунг «Сохраним Британию белой». В ответ панк-активисты начинают кампанию Rock Against Racism. О ней и, конечно же, о буйной музыкальной сцене тех лет —протест возглавили The Clash, Sham 69 и Buzzcocks — этот фильм. Режиссерка Рубика Шах собирает архивные съемки и интервью с очевидцами событий в коктейль Молотова — энергичное и задиристое кино в эстетике панк-фэнзинов, показывающее плавильный котел субкультур, каким была Англия того времени.

«Нас чуть не вывернуло», — вспоминает выходку Клэптона один из основателей движения, известный фотограф Ред Сондерс. Но этим, разумеется, реакция не ограничилась. В дело пошли открытые письма в СМИ, демонстрации, а главная роль отводилась концертам по всей стране: катарсисом стал фестиваль Carnival Against Racism в Манчестере, панк-аналог Вудстока. «Мы хотим бунтарскую музыку, уличную музыку, музыку, которая разрушает страх перед другими», — говорили участники RAR, и названный по боевой песне The Clash фильм показывает, как эта музыка стала оружием против предрассудков. Портрет бурного времени можно прочитать и как послание современным активистам: ведь у героев «White Riot» получилось — в 1979 году «Национальный фронт» с треском провалился на выборах.


Ништяк, браток

реж. Артур Джонс


В середине 2000-х художник Мэтт Фьюри рисовал и выкладывал на MySpace борзый и милый комикс про своих друзей, бездельно проживающих жизнь после университета в одном доме. Среди героев был лягушонок по имени Пепе: «Ништяк, браток» — фраза из его репертуара. Примерно через 10 лет Фьюри к своему ужасу обнаружил, что Пепе стал оружием массового медиапоражения — он полюбился троллям с форума 4Chan, которые превратили его в героя мемов и символа движения альт-правых, с их демонстративным пренебрежением политкорректностью, этикой и современными табу.

Про то, как и почему Дональд Трамп стал президентом США, написаны десятки книг и сняты десятки фильмов. «Ништяк, браток» хорош уже тем, что не объясняет случившееся только происками российской армии троллей, — но важнее другое: режиссер Артур Джонс (это его дебют) очень остроумно разворачивает сюжет про обозленных на современное американское общество циников-весельчаков с анонимных форумов, целенаправленно вывернувших наизнанку традиционную политическую культуру. «Ништяк, браток» — это фактически история про то, как быть, если твой ребенок стал нацистом: Мэтт Фьюри относится к своему творению Пепе по-отечески — и борьба за эмпатию и гуманизм тут становится вопросом не только идеологическим, но и сугубо личным. Разумеется, эта борьба — еще и способ как следует изучить самих злобных пересмешников и феномен политической постиронии: фильм хорошо показывает, как мемы могут становиться мощным инструментом социальных изменений. А еще — что даже в самой мрачной ситуации можно найти потенциал для искупления.

Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним