У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Илья Бортнюк: «Я СЕБЯ НАЗЫВАЮ ДЕЯТЕЛЕМ КУЛЬТУРЫ»

30.11.2010
Илья Бортнюк: «Я СЕБЯ НАЗЫВАЮ ДЕЯТЕЛЕМ
КУЛЬТУРЫ»

(интервью с генеральным директором компании
«Светлая Музыка» Ильей Бортнюком)

В следующем году «Светлая Музыка» отмечает
свой 10-летний юбилей. Итоги деятельности подводить пока рано, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что это единственная в Петербурге промоутерская компания, которой удалось совместить интересное музыкальное содержание с высоким качеством организации мероприятий. Chemical Brothers, Massive Attack, Air, PJ Harvey, Dead Can Dance, Franz Ferdinand, The White Stripes, Einstuerzende Neubauten, Kraftwerk, Sigur Ros, Tricky, Morcheeba, Royksopp – это далеко не весь список команд, которых мы смогли услышать и увидеть вживую благодаря «Светлой музыке». В своем интервью порталу Geometria.ru основатель компании «Светлая музыка», главный меломан и деятель культуры Петербурга Илья Бортнюк  [ http://spb.geometria.ru/users/16922 ] рассказал о ближайших планах, новых проектах, музыкальных вкусах и московском шоу-бизнесе.

[ http://files.geometria.ru/pics/original/12527098.jpg ]

ПРО ЮБИЛЕЙ

В следующем году компании «Светлая музыка»
исполняется 10 лет. Отмечаться и праздноваться это событие, разумеется, будет, но в достаточно скромном режиме. У нас много друзей и много знакомых, поэтому проводить празднование в рамках офиса не выйдет, но и устраивать огромный фестиваль в Ледовом дворце мы тоже не собираемся. Будет что-то веселое и очень домашнее.

ПРО КЛУБЫ

Открыть свой клуб? Мы же разных артистов
привозим, некоторые должны играть в маленьких клубах, некоторые должны играть в СКК как Massive Attack. Мы же не можем для всех артистов построить свои клубы. У меня нет желания иметь большой клуб, от него проблем больше, чем удовольствия. Если клуб большой, то его надо заполнять. А 80% групп, которые играют для заполнения, это обычно какой-то ширпотреб. Мне не хочется, чтобы у меня играли группы Звери или Ария. А вот небольшой клуб, человек примерно на 200-300 – это другое дело. Возможно, мы к этому когда-нибудь придем. Если же говорить о клубах Петербурга вообще, то сейчас перед нами нет проблемы, куда привезти артистов. «Светлая музыка» сотрудничает со всеми заведениями города, где можно организовывать концерты, начиная от небольших клубов, таких как, например, «Танцы», до «Космонавта», «Зала Ожидания» и «Главклуба».

ПРО ВКУСЫ

Я соотношу свои музыкальные вкусы со вкусами
и предпочтениями других людей. Когда я ставлю музыку как DJ, я, конечно, могу играть что угодно, и никоим образом это не сопоставлять. Это уже вопрос «нравится – не нравится». А когда ты делаешь концерты, ты должен делать именно те концерты, на которые бы приходили люди.  В противном случае, это будет чистой благотворительностью, которой мы не можем себе позволить. Мы ведь не фонд со ста миллионами евро, которые можно потратить на что угодно. К сожалению, у нас иная ситуация. А то я бы приглашал всех артистов, которые мне нравятся и не думал бы о продажах. Но момент просветительства в нашей деятельности все же есть. Какая-то часть аудитории приходит на концерт, узнав о группе только из нашего пиара. Кстати, я думаю, что в режиме небольшого клуба на 200 - 300 человек, можно привозить даже неизвестных артистов, и, при правильной подаче, на концерт  как раз такое количество людей соберется.

[ http://files2.geometria.ru/pics/original/12527096.jpg ]

ПРО ХЕЛЬСИНКИБАР

Это ресторан-бар, который мы открываем
в начале декабря на Кадетской линии Васильевского острова. Будем проводить там теплые дружеские мероприятия, справлять Дни Рождения и другие праздники, с артистами будем там выпивать. Это мой проект, помимо меня в нем задействован еще один человек, но при этом я все свои проекты подразумеваю как проекты «Светлой музыки». «Хельсинкибар» - это творческая кухня и северная «романтиикка».  Рассчитан он приблизительно на 60-70 человек, но в режиме бара туда поместится гораздо больше людей. По выходным мы и наши друзья будем играть там музыку, для этого даже придумали специальное сообщество, называется «Sauna Sound System». В принципе, это проект, который, как мне кажется, будет очень популярен, но мы его делаем в первую очередь для себя. У компании часто возникают проблемы связанные с тем, куда пригласить артистов, где их покормить и так далее. Скоро этих проблем для нас не станет и, на самом деле, это важно, потому как «Светлая музыка» делает  минимум 3-4 мероприятия в месяц.

ПРО ШКОЛУ

Сейчас окончен второй набор в школу музыкального
менеджмента, которая была организованна компанией «Светлая музыка» на базе СПбГУКИ. Первый выпуск уже состоялся и с несколькими выпускниками мы до сих пор поддерживаем отношения. При этом достаточно трудно сказать, чем каждый из них сейчас занимается, это все-таки не пятилетнее обучение, а профессиональная подготовка. Иногда ребята пишут нам, что используют полученные знания. Все наше обучение, так или иначе, сводится к практике, но, в то же время, хоть курс называется «Менеджмент артиста», ясно, что мы не можем фактически приставить к каждому артисту по еще одному управляющему. Да это по большому счету и не нужно, потому как подобного рода деятельность, то, чем занимаются менеджеры известных артистов, менеджеры ДДТ, например, достаточно рутинная постоянная работа.  Нет задачи - продвинуть творчество артиста, там у них уже давно все продвинуто. Мы учим, как продвигать и начинать, именно этому посвящены несколько наших лекций. Наше обучение подразумевает, что приходят артисты или менеджеры, которые делают хорошую музыку (хорошую, как они считают) и больше ничего не имеют. Что им делать, с чего начинать, куда-то эту музыку деть, как ее продвинуть? Ограничений при наборе никаких нет. В прошлом году, в том числе, на курсах были слушатели, которые пришли туда, как мне кажется, из любопытства, хотя большая часть студентов все-таки четко понимает, для чего им это нужно. У кого-то есть абсолютно конкретные цели, у кого-то есть желание себя попробовать. Те, кто оканчивают медицинский институт, не всегда становятся врачами. Хотя мы читаем, рассказываем абсолютно конкретные вещи. У нас нет ни одной лекции, в которой мы бы рассказывали об абстрактных и философских вещах, все наоборот очень четко и конкретно. Например, предмет «экономика и бизнес-планирование в музыкальной индустрии» ведет Леонид Бурлаков, и он на занятиях разбирает материалы из реальной жизни. Берет бизнес-план группы Братья Гримм, который он составил три года назад, и рассказывает, что было сделано, что вышло, что не вышло, чем отличается реальность от прописанного плана. Приводит примеры из опыта работы с Земфирой, рассказывает, как было с Мумий Троллем. 

ПРО КОНЦЕРТЫ.

Не люблю слово промоутер, сам я себя называю
деятелем культуры. С профессиональной позиции могу с уверенностью сказать, что все концерты «Светлой музыки» очень хорошо организованы. С другой стороны, я не часто бываю на других концертах. Был на последнем концерте Placebo в Петербурге. Все прошло, в принципе, нормально, хотя, с профессиональной точки зрения, были некоторые недоделанные и не до конца продуманные моменты. Это и оформление сцены и организация, в общем. Конечно, все западные концерты и фестивали, на которых я бываю, идеально организованы, и это происходит как минимум потому, что они этим занимаются больше 50 лет. Я хоть и организатор концертов, но, тем не менее, все концерты, которые делаю, стараюсь слушать и получать от этого удовольствие. Все артисты, которых мы привозим, они мне лично очень нравятся.  Некоторые в большей, некоторые в меньшей степени. Например, концерт Massive Attack я прослушал от начала до конца, пропустив не более 2-х минут. Получил огромное удовольствие, и считаю, что это был один из лучших концертов, который мы когда-либо делали.

ПРО КОНКУРЕЦИЮ

Приходилось ли бороться за артиста? Бывало
и такое, конечно. Как правило, складывается так, что если я какого-то артиста сильно хочу привезти, то я его привожу.  Ситуация такова, что большая часть артистов, концерты которых организует «Светлая музыка», не очевидны с точки зрения коммерческого успеха, а компании типа PMI, NCA или EM concert, возят все, что приносит деньги. Им не важно, что это: звезды 80-ых, бой быков или группа Linkin Park. В общем, особых притираний и борьбы за артистов между нами нет. Кроме, может быть, тех же Massive Attack и еще нескольких команд, которых многие хотели бы привезти. Здесь еще есть такой момент, у меня ведь налажены определенные отношения с агентами, с артистами, которые я в данном случае использую. Хотя, если начинается борьба, и кто-то предлагает больше денег, то, как правило, «Светлая музыка» в этом не участвует. Ничего страшного, артистов много и на наш век хватит.

ПРО АРТИСТОВ И РЫНОК

К нам, на самом деле, очень много артистов
едет. По сравнению с тем рынком, который сейчас существует, то едет больше, чем рынок может потребить. Опять же, если бы у нас было три компании и у каждой было бы по 100 миллионов, которые бы им дали, чтобы привозить любого артиста, то хороших концертов было бы гораздо больше. Но нужно зарабатывать деньги, это ведь бизнес. Слушатель не готов? Что значит, слушатель не готов? Вот вы, например, открыли магазин супер-элитных унитазов, каждый из которых стоит 100 тысяч долларов, а потом думаете, почему они не продаются? Потому что нет достаточного количества людей, которые бы их покупали, вот и весь секрет. В нашем бизнесе то же самое. Привез артиста, а на него пришло 10 человек. Зачем это делать? Существует рынок, и то, как он существует, определяет остальные наши действия. Поэтому мы уделяем большое внимание маркетингу, следим за тем, что появляется нового, за последними тенденциями в мире музыки, в этом и есть наше главное отличие от других компаний, которые привозят стопроцентных, годами проверенных артистов. Они не думают о том, чем интересуется молодежь, потому как знают, что на концерт группы Uriah Heep четвертого состава придет 1000 человек, а стоят они в пять раз дешевле, чем какая-нибудь новая молодая группа, о которой они не слышали, да и многие о ней тоже не слышали.

ПРО МЕЧТЫ И ОПЯТЬ ПРО РЫНОК

Планы и мечты на определенных артистов,
которых бы хотелось привезти, конечно, есть, но кто это конкретно – называть не буду. Идея привезти какого-то артиста порой стоит гораздо больше, чем сам привоз. Понимаете, идея привезти группу U2 или Depeche Mode не является супер-идеей. Думаю, каждый промоутер, который начинает свою карьеру, думает о том, как здорово было бы привезти их. Хотя в случае с U2 это заранее обреченный на неудачу вариант, потому как для этого необходимо несколько лишних миллионов долларов, которые можно потратить на любовь к своим кумирам. Не пришло на концерт в Москве столько людей, сколько нужно было, мероприятие было убыточным. С другой стороны, организаторы все прекрасно понимали и сознательно на это шли. Конечно, круто привезти U2, тем более с таким-то шоу. Я был на них в Хельсинки и там, кстати, был sold out. Финляндия ведь цивилизованная музыкальная страна. Это страна победившего рок-н-ролла. А у нас страна, где победили звезды 80-ых. У молодежи есть свои кумиры, они любят новые интересные группы, но при этом самая платежеспособная аудитория, это как раз те, кто слушает ретро и шансон.

[ http://files2.geometria.ru/pics/original/12527097.jpg ]

ПРО MASSIVE ATTACK И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Нас сдерживает все: логика, разум,  рынок.
Ну как можно делать билеты в Москве за такую цену? Это как продавать молоко в магазине на одной полке за 138 рублей, а на другой - за 48. Не знаю в чем тут логика и проблема. Возможно, москвичи посчитали, что билеты все равно продадутся. Отсутствие логики и здравого смысла наблюдается в нашей стране на каждом шагу, не только у организаторов концертов. В Москве вообще весь этот шоу-бизнес немного странноватый. Странноватый в том плане, что там часто производство концертов не основано на бизнесе как таковом, суть заключается не в том, что надо заработать денег, выйти в ноль, действовать по рыночным схемам. Там какие-то остатки нефтяных денег гуляют, и иногда они догуливают именно до шоу-бизнеса. Это периодически порождает абсурдные ситуации, например, когда артисту предлагают в два или в три раза больше денег, чем он стоит, делают какие-то безумные цены на билеты, проводят концерты в местах для этого непредназначенных и т.д. С одной стороны, там безумная конкуренция, с другой – они сами себе создают репутацию «безумных» промоутреров. В Питере, к счастью, подобного нет, но какие-то попытки перелезть сюда из Москвы и провести у нас мероприятия всегда есть. Артисты на все это реагируют по-разному. Например, те же Massive Attack Москвой остались недовольны, хотя для нас это хорошо, что им там не понравилось. Недовольны Москвой, но довольны Питером.

ПРО ПЛАНЫ

У нас в планах есть уже несколько мероприятий,
в том числе и больших, но анонсировать мы их начнем  только тогда, когда уже будут все договоренности с артистами и менеджментом, когда билеты поступят в продажу. Сейчас мы активно работаем по планированию следующего года, ведем переговоры с артистами для Stereoleto 2011 и, думаю, в скором времени сможем некоторых из них озвучить. Ну, а если кратко описать ближайшую перспективу, то 11 декабря состоится очередная зимняя сессия Stereoleto, которая будет проходить в клубе «Космонавт». Там будут выступать Nouvelle Vague, Kira Lao и Nina Karlsson.

Катя Огородник, г. Санкт-Петербург
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев