У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Интервью: Олег Ивенко

02.02.2020

Олег Ивенко — исполнитель роли Рудольфа Нуреева в фильме «Нуреев. Белый ворон», заслуженный артист Татарстана, премьер балетной труппы театра имени Мусы Джалиля — принял участие в «Вечере балета» в Нижегородском театре оперы и балета и рассказал нам, почему решил оставить часть образа Нуреева при себе. А еще — какой балет смотреть, если вы влюблены, и почему в театре нельзя отвлекаться на мобильный телефон.



Расскажите, что вы думаете о личности Рудольфа Нуреева?
Я думаю, что он классный. Это редкий экземпляр, Человек с большой буквы, трудоголик, целеустремленный, очень упорный, он хочет добиваться невозможного. Он изменил классический танец, первый в мире поднялся на полупальцы, надел трико, показал всего себя, вывел мужчину вперед на сцене. То, как мы можем танцевать сегодня, — в этом есть заслуга Нуреева.



Чему вас научил образ Нуреева и опыт работы над фильмом?
Я повзрослел не на один год, пересмотрел свое отношение к людям, к окружению, к миру. Я стал жестче, стал понимать конкретно, чего я хочу, от каких-то вещей отказался, а какие-то, наоборот, сумел принять. Благодаря этой роли и работе с Рэйфом Файнсом произошла вся эта трансформация.
Знаете, очень интересную вещь мне однажды сказал Игорь Верник: «Актеры, играя роль, словно надевают ее на себя, играют, затем снимают. А тебе так понравилась роль, которую ты примерил, и так это всё для тебя ново, что ты как будто решил ее оставить, как Джим Керри в фильме “Маска”». И мне понравилась эта мысль. Может быть, кого-то это могло бы задеть, но я подумал: а почему бы и нет, если меня это делает лучше, если таким образом я создаю симбиоз себя и Рудольфа Нуреева? Это как дополнительный запас энергии, и теперь я пополняюсь не на 100 процентов, а на все 200.



Проживая тот небольшой эпизод жизни Нуреева, который мы видим в фильме, вы смогли понять его, его чувства, мотивы и поступки?
Конечно! Нуреев хотел танцевать, хотел делиться своим талантом, и когда он понял, что его хотят депортировать в СССР и больше никогда не выпускать, он действовал из страха потерять возможность танцевать. В фильме есть очень правильная фраза: «Всё в танце». Это действительно так, он хотел танцевать, и всё. Дарить людям радость, дарить себя, свой талант. В этом смысл — артист делится, он отдает. Да, некоторые выходят на сцену лишь бы сделать движения, но другие проживают танец, отжимают что-то от самого себя. Для этого артисту нужен опыт — когда он приходит, ты можешь купаться в роли, ты знаешь ее досконально, но совершенствуешь ее каждый раз. Считается, что после 25 лет артисты начинают танцевать по-другому, потому что они взрослеют, успевают увидеть что-то в жизни, почувствовать, это обогащает танец. Например, балерина, после того как рожает ребенка, всегда танцует совершенно по-другому, потому что теперь у нее есть новые инстинкты, новые чувства, новый опыт, она ощущает мир по-новому.



Получается, свой опыт артист всегда берет с собой на сцену?
Безусловно. Личность артиста всегда дополняет образ героя. Например, последнее время в «Жизели» в конце балета, когда я остаюсь один, с лилиями в руках, я плачу. Это стало естественной эмоцией для меня, я растворяюсь в роли и в моменте. Я стою перед зрителями, и они видят, что на лице у меня слезы, занавес закрывается, и всё, больше ничего в этот момент не существует.

Вы обычно замечаете реакцию зала?
Я ее не вижу, но я чувствую энергию. Но некоторые вещи, которые я чувствую, мне не очень нравятся, я имею в виду тот момент, что для некоторых театр стал просто очередным модным местом, где можно делать селфи в новом платье. Мне бы хотелось, чтобы люди приходили в театр, как в старый Колизей, — в предвкушении, в волнении, в ожидании эмоций. Мне бы хотелось, чтобы в театре люди забывали обо всем: о своей работе, о проблемах — и я хочу дарить эти возможности. Я бы хотел, чтобы человек не сидел вот так с телефоном в руках, тихонько там отправляя сообщения, занимаясь своими делами, от этого вся магия пропадает.



Что балет дает зрителю?
Я бы хотел, чтобы это было вдохновение! Я хочу дарить людям вдохновение, стремление к созиданию, энергию. Человеку нужно вдохновение! Вот простой пример: вы знаете какая погода в Петербурге? Там всегда серость, влажность, небо затянуто тучами, дождь, туман. Представьте, как важно человеку в таких условиях находить вдохновение, чтобы вообще что-то делать! Я пожил немного в этом городе и прочувствовал это: вот ты выходишь на улицу, открываешь зонт кое-как, ветер в лицо, опять у тебя уже все ботинки испачканы! Чтобы справляться с этими маленькими ежедневными невзгодами жизни, человеку и нужно вдохновение.
Хотя Санкт-Петербург, конечно, удивительно интеллигентный город, город колоссальной истории и характера, я восхищаюсь им.

Какие еще города вам нравятся?
Нью Йорк! Этот город очень мне подходит, я чувствую его энергию. Я был там три раза. Он похож на Москву, но другой, он задает тебе определенную планку, хочешь быть там счастливым — ты должен соответствовать.

А в Нижнем Новгороде вы впервые? Какие впечатления?
Да, я впервые в городе, по приглашению Морихиро Ивата (художественный руководитель балетной труппы Театра оперы и балета имени А. С. Пушкина — прим. ред.), и очень рад быть здесь. Думаю, это далеко не последняя встреча с нижегородским зрителем, я обязательно сюда еще приеду.

Сегодня вы танцевали партию Базиля, расскажите, какие у вас отношения с этим героем?
О, я очень люблю «Дон Кихот», и это очень свойственная для меня партия, особенно первый акт, я наслаждаюсь в нем каждой минутой и куражусь. Базиль — один из моих любимых персонажей: «бродяга», беззаботный, веселый, влюбленный в Китри, с которой он не может быть из-за того, что он простой брадобрей, но всё же любовь побеждает. Пусть хитростью и уловками, но побеждает!



Мне кажется, «Дон Кихот» — это очень счастливый балет, счастье буквально пронизывает его. А на какой балет вы бы посоветовали пойти человеку, если ему грустно?
«Дон Кихот» как раз подойдет! А еще детские балеты — отличная идея: «Белоснежка и семь гномов», например, особенно с хореографией Майорова, это очень весело и смешно. Ну и еще: нужно обязательно пойти в буфет в антракте, чтобы поднять себе настроение.

А если человек влюблен?
Тогда нужна любовная история: «Лебединое Озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дама с камелиями». Есть еще потрясающий балет «Анюта» с хореографией Владимира Васильева, у нас в Казани идет эта постановка, одна из самых любимых моих хореографий, спектакль просто сумасшедший, прекрасная музыка, захватывающий сюжет, советую посмотреть!

Интервью записала Анна Лобова

Фото: Ирина Гладунко, Нижегородкий театр оперы и балета

Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним