Geometria
Интервью: Настасья Хрущева
05.08.2014
В свои 27 лет пианистка и композитор Настасья
Хрущева успела засветиться в списках лучших людей Петербурга, написать музыку к спектаклю Андрея Могучего и даже поработать с панк-музыкантом Лехой Никоновым. На GEEK PICNIC, который состоялся 9 и 10 августа на Елагином острове, Настасья предстала перед нами в качестве одного из лекторов секции "Искусство".
Редакция Geometria поговорила с молодым музыкантом
о правильной музыке, правильных девочках и неправильных вещах.
На GEEK PICNIC Вы будете читать лекцию "о музыке
медленной и неправильной". С чем связан выбор темы?
Я считаю, что сегодня вся музыка должна
быть медленной и неправильной, чтобы не возгордился человек, чтобы человек был грустен и растерян - отсюда и формулировка темы. Но после того, как я заявила эту тему - мне позвонил представитель GEEK PICNIC`а и попросил немного поменять ее наклонение, чтобы в ней фигурировало слово"технология". Я немного увлеклась и в результате решила читать совсем другую лекцию - а именно, лекцию о Технологии Успеха (здесь важно, что оба слова - с большой буквы). А когда я ее написала - стало ясно, что вопреки ожиданиям она снова получилась "о музыке медленной и неправильной", а значит, тему можно не менять.
Как Вы понимаете, что такое гик-культура?
Можете ли Вы причислить себя к гикам?
ГИК - это глюкозо-инсулиновый комлекс. Да,
периодически я чувствую себя его частью.
Как сегодня привить людям любовь к классической
музыке? И нужно ли ее вообще прививать?
Недавно я поняла, что человек, потребляющий
классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу. Да, это совсем разные уровни. Но сам тип восприятия здесь - статичен и "горизонтален". Почему? Дело в том, что каждый из них стремится к получению ожидаемой эмоции, а еще точнее - к получению ожидаемой
информации. Он уже знает, что должен получить,
а потому - закрыт и ограничен ментально. Для меня самой (как потребителя классической музыки) это открытие было болезненным. Это же страшно - осознать, что еще один квартет Брамса, еще одно прослушивание (о ужас!) фуги Баха - никак тебя не развивает, потому что - опять же, дает тебе ожидаемую информацию.Поэтому само восприятие в идеале должно быть максимально удалено от "потребления", а значит, и от так называемой любви. Поясню.
Представим ситуацию: зритель X, придя на
вечер, к примеру, классического романса - уже знает, что он хочет получить. На его лице - блаженная улыбка, он уверен, что сейчас выйдет певица в ярком платье и исполнит что-то благостное, наполненное разнообразными эмоциями (вполне вероятно - тонкими и многослойными), и его руки уже чувствуют в себе зуд будущих аплодисментов. Но вдруг выходит композитор Z со своим романсом - который внешне выглядит как романс, но внутри него происходит жесткий троллинг самого этого жанра, его обнуление, бескомпромиссный спор с ним. Что происходит со зрителем X? Он не знает, как на это реагировать, он подавлен, недоволен, он в смятении и гневе. Почему? да потому, что ему не дали того, за чем он пришел - потребление не состоялось. При этом его сосед - зритель Y -напротив, почувствовал, что произошла некая подмена, его заставили пережить что-то такое, чего он еще не переживал, и он ощущает радость открытия.
...Когда троллейбус внезапно заворачивает
не в ту сторону и пассажиры оказываются в незнакомом месте, для одного из них это будет досадным и раздражающим нарушением планов, а для другого - увлекательным приключением. Зритель X был к приключению не готов, зритель Y - оказался готовым. Причем эта ментальная гибкость совершенно не связана с наличием, скажем, музыкального (или вообще) образования: зритель X может быть заслуженным артистом и членом союза композиторов, зритель Y может быть продавщицей ларька. Так что "любовь к классической музыке", часто выглядящая как благоговейное слушание уже знакомых текстов и получение предсказуемых эмоций - не то, что нужно кому-либо прививать. Ведь троллейбус, который привозит тебя не на твою остановку, никогда не вызывает любви. Он вызывает холодок в позвоночнике - от страха, смешанного с восторгом и недоумением. А искусство всегда - именно об этом.
Какими были Ваши студенческие годы в консерватории?
Тогда было действительно по-студенчески весело или большую часть времени в таком серьезном месте занимала учеба?
Основное образование музыкант должен получить
до консерватории - в музыкальной школе и училище (в моем случае - в школе-десятилетке). Вообще же полное музыкальное образование занимает двадцать два года (считая два подготовительных года до школы и три года аспирантуры), а в метафорическом смысле растягивается на всю жизнь. Поэтому весело нам всегда.
Каковы Ваши музыкальные предпочтения вне
академического репертуара?
В последние полтора года я вообще не слушаю
музыку, в том числе академическую.
Существует стереотип, что все женщины,
играющие классическую музыку, – это хорошие и абсолютно правильные девочки. Насколько реален этот стереотип по отношению к Вам?
Совершенно реален. Моя лекция на GEEK PICNIC
как раз будет рассказывать исключительно о хорошем и правильном.
Люди искусства, они какие? Есть что-то общее,
или творческий человек всегда глубоко индивидуален?
Среди людей искусства не так много тех,
кто водит неправильные троллейбусы. Вот их маршруты - индивидуальны, да.
Большой фурор произвела Ваша совместная
работа с Алексеем Никоновым, но в одном из своих интервью Вы сказали, что «магбет» вряд ли повторится еще раз. Ждать ли нам в ближайшем будущем других интересных тандемов и музыкальных экспериментов от Настасьи Хрущевой?
"Магбет" был скорее акцией, чем долгоиграющим
театральным проектом, поэтому повторить его - означает его убить. От Настасьи Хрущевой в ближайшем будущем можно будет ждать только различных форм интеллектуального самосожжения, одним из проявлений которого станет лекция на Geek Picnic`е о Технологии Успеха.
Хрущева успела засветиться в списках лучших людей Петербурга, написать музыку к спектаклю Андрея Могучего и даже поработать с панк-музыкантом Лехой Никоновым. На GEEK PICNIC, который состоялся 9 и 10 августа на Елагином острове, Настасья предстала перед нами в качестве одного из лекторов секции "Искусство".
Редакция Geometria поговорила с молодым музыкантом
о правильной музыке, правильных девочках и неправильных вещах.
На GEEK PICNIC Вы будете читать лекцию "о музыке
медленной и неправильной". С чем связан выбор темы?
Я считаю, что сегодня вся музыка должна
быть медленной и неправильной, чтобы не возгордился человек, чтобы человек был грустен и растерян - отсюда и формулировка темы. Но после того, как я заявила эту тему - мне позвонил представитель GEEK PICNIC`а и попросил немного поменять ее наклонение, чтобы в ней фигурировало слово"технология". Я немного увлеклась и в результате решила читать совсем другую лекцию - а именно, лекцию о Технологии Успеха (здесь важно, что оба слова - с большой буквы). А когда я ее написала - стало ясно, что вопреки ожиданиям она снова получилась "о музыке медленной и неправильной", а значит, тему можно не менять.
Как Вы понимаете, что такое гик-культура?
Можете ли Вы причислить себя к гикам?
ГИК - это глюкозо-инсулиновый комлекс. Да,
периодически я чувствую себя его частью.
Как сегодня привить людям любовь к классической
музыке? И нужно ли ее вообще прививать?
Недавно я поняла, что человек, потребляющий
классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу. Да, это совсем разные уровни. Но сам тип восприятия здесь - статичен и "горизонтален". Почему? Дело в том, что каждый из них стремится к получению ожидаемой эмоции, а еще точнее - к получению ожидаемой
информации. Он уже знает, что должен получить,
а потому - закрыт и ограничен ментально. Для меня самой (как потребителя классической музыки) это открытие было болезненным. Это же страшно - осознать, что еще один квартет Брамса, еще одно прослушивание (о ужас!) фуги Баха - никак тебя не развивает, потому что - опять же, дает тебе ожидаемую информацию.Поэтому само восприятие в идеале должно быть максимально удалено от "потребления", а значит, и от так называемой любви. Поясню.
Представим ситуацию: зритель X, придя на
вечер, к примеру, классического романса - уже знает, что он хочет получить. На его лице - блаженная улыбка, он уверен, что сейчас выйдет певица в ярком платье и исполнит что-то благостное, наполненное разнообразными эмоциями (вполне вероятно - тонкими и многослойными), и его руки уже чувствуют в себе зуд будущих аплодисментов. Но вдруг выходит композитор Z со своим романсом - который внешне выглядит как романс, но внутри него происходит жесткий троллинг самого этого жанра, его обнуление, бескомпромиссный спор с ним. Что происходит со зрителем X? Он не знает, как на это реагировать, он подавлен, недоволен, он в смятении и гневе. Почему? да потому, что ему не дали того, за чем он пришел - потребление не состоялось. При этом его сосед - зритель Y -напротив, почувствовал, что произошла некая подмена, его заставили пережить что-то такое, чего он еще не переживал, и он ощущает радость открытия.
...Когда троллейбус внезапно заворачивает
не в ту сторону и пассажиры оказываются в незнакомом месте, для одного из них это будет досадным и раздражающим нарушением планов, а для другого - увлекательным приключением. Зритель X был к приключению не готов, зритель Y - оказался готовым. Причем эта ментальная гибкость совершенно не связана с наличием, скажем, музыкального (или вообще) образования: зритель X может быть заслуженным артистом и членом союза композиторов, зритель Y может быть продавщицей ларька. Так что "любовь к классической музыке", часто выглядящая как благоговейное слушание уже знакомых текстов и получение предсказуемых эмоций - не то, что нужно кому-либо прививать. Ведь троллейбус, который привозит тебя не на твою остановку, никогда не вызывает любви. Он вызывает холодок в позвоночнике - от страха, смешанного с восторгом и недоумением. А искусство всегда - именно об этом.
Какими были Ваши студенческие годы в консерватории?
Тогда было действительно по-студенчески весело или большую часть времени в таком серьезном месте занимала учеба?
Основное образование музыкант должен получить
до консерватории - в музыкальной школе и училище (в моем случае - в школе-десятилетке). Вообще же полное музыкальное образование занимает двадцать два года (считая два подготовительных года до школы и три года аспирантуры), а в метафорическом смысле растягивается на всю жизнь. Поэтому весело нам всегда.
Каковы Ваши музыкальные предпочтения вне
академического репертуара?
В последние полтора года я вообще не слушаю
музыку, в том числе академическую.
Существует стереотип, что все женщины,
играющие классическую музыку, – это хорошие и абсолютно правильные девочки. Насколько реален этот стереотип по отношению к Вам?
Совершенно реален. Моя лекция на GEEK PICNIC
как раз будет рассказывать исключительно о хорошем и правильном.
Люди искусства, они какие? Есть что-то общее,
или творческий человек всегда глубоко индивидуален?
Среди людей искусства не так много тех,
кто водит неправильные троллейбусы. Вот их маршруты - индивидуальны, да.
Большой фурор произвела Ваша совместная
работа с Алексеем Никоновым, но в одном из своих интервью Вы сказали, что «магбет» вряд ли повторится еще раз. Ждать ли нам в ближайшем будущем других интересных тандемов и музыкальных экспериментов от Настасьи Хрущевой?
"Магбет" был скорее акцией, чем долгоиграющим
театральным проектом, поэтому повторить его - означает его убить. От Настасьи Хрущевой в ближайшем будущем можно будет ждать только различных форм интеллектуального самосожжения, одним из проявлений которого станет лекция на Geek Picnic`е о Технологии Успеха.
Комментарии