У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
from
Geometria

Как рисовали 30 000 лет назад или кино в эпоху палеолита

13.12.2011
Современный человек, привыкший мерить
время в секундах, с трудом может представить себе временную бездну в сотни веков, что отделяет человека современного от первых людей, населявших Землю. Египетские пирамиды, строительство которых датировано 2000 г.г. до н.э. уже стоят на границе возможностей восприятия времени. А кроманьонцы, находящиеся на расстоянии более 300 веков от современности, уходят из реальности в сюрреальность, где реализм размывается воображением или сном. Осложняет восприятие эпохи ледников, первых культов и наскальной живописи практически полное исчезновение артефактов — современников палеолита. Если осколки древнеегипетской цивилизации, в прямом и переносном смысле, являются достоянием музейных хранилищ во всем мире, то жанровая наскальная живопись, являвшаяся в свое время элементом древнего культа, недоступна для широкой аудитории.


Вернер Херцог при помощи «народного» искусства
– кинематографии и новых технологий – 3D (для съемок использовались специальные камеры, так как те, что используются для современного художественного кино не подходили для документального проекта Херцога) решил проблему. Новый документальный фильм, которые был представлен в рамках Международного Московского кинофестиваля летом этого года, знакомит зрителей с миром наскальной живописи, приглашая в увлекательное путешествие во времени. Безопасное для археологического памятника путешествие открывает мир, где жили пещерные медведи, где люди охотились с помощью копий и копьеметалок, где зародилось искусство наскальных рисунков, изображающих узнаваемых и современных нам лошадей и бизонов. Трудно представить, что совсем не похожий на нас человек, живший сотни веков до нас, не умевший даже делать глиняные горшки, умел рисовать, уже был способен пусть и примитивно, но передавать движения и краски, а также играть мелодии на доисторической флейте. Пещера, словно машина времени, переносит зрителя в далекое прошлое, причем на протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущения, что он подглядывает в замочную скважину, учитывая обстоятельства, в расщелину скалы, и наблюдает за далеким от него миром, как за живым, а не давно угасшим. Херцог безжалостен к временным границам: флейта, найденная в пещере, в его фильме оказывается в руках человека, исполняющего на ней гимн США, пещерные рисунки, словно живые, снятся бывшему циркачу, подавшемуся в археологию, а профессиональный парфюмер у Херцога по запаху ищет скрытые пещеры, заваленные камнями. Ироничный закадровый текст, умело вписанные в документальную ленту полуреальные герои превращают «Пещеру забытых снов 3D» из документальной программы, из серии цикла передач о культурном наследии, в уникальный авторский проект. Кроме художественной ценности у фильма Херцога есть важная просветительская функция — познакомить тысячи жаждущих с достоянием закрытой пещеры Шове без ущерба для памятника, в чем ему помогает технология 3D, которая обеспечивает эффект присутствия.
За 54 года до открытия Жаном-Мари Шове археологического
памятника, ставшего объектом пристального внимания Вернера Херцога, также во Франции была открыта пещера Ласко. В ней были обнаружены наскальные рисунки, через восемь лет специально для обеспечения доступа туристов пещера была оборудована лестницами и освещением. Спрос на возможность прикоснуться к миру прошлого был велик, высокая проходимость пещеры — до 1 тыс. туристов в день — сделали свое дело, Херцог рассказывая о пещере Ласко, иронизирует, что туристы так надышали, что по стенам пещеры, поверх наскальных рисунков, пошел грибок. Через 15 лет пещеру закрыли для посещения, она превратилась в археологическую мастерскую, закрытую от глаз обывателей. Учтивая этот печальный опыт пещера Шове на юге Франции никогда не открывалась для общественного доступа, и остается закрытой для посещений поныне, но, благодаря проекту Вернера Херцога, «пещера забытых снов» открыта для всех желающих в кинотеатральных залах.
Современная цивилизация не оставила от
эпохи палеолита и следа, климат и рельеф Земли изменились, но наскальные рисунки, украсившие стены пещеры Шове, сохранились в совершенном виде, будто первобытный человек, дорисовав, покинул жилище совсем незадолго до вторжения современности. Найденные рисунки не оставляют и сомнений в ошибочности суждений о примитивизме первобытной наскальной живописи.
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев