У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
from
Geometria

КРЕАТИВ ИЛИ ИСКУССТВО?

02.05.2012
Тимофей Радя: «Придумываешь идею, ищешь
место, или наоборот — остросоциальные вещи надо чувствовать»
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348470.jpg ]

В начале апреля в Санкт-Петербурге прошло
вручение премии Курехина — одно из наиболее значительных культурных событий России, определяющее тенденции в мире современного искусства. В этом году в шорт-листы премии в номинации «Искусство в общественном пространстве (паблик-арт)» вошла работа " Вечный огонь" с автором которой, мне выдалось встретиться чуть раньше.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21155711.jpg ]

Около месяца назад мне удалось побывать
на пресс-конференции с Никасом Сафроновым. Художник с большой буквы — слава, много поклонников, машин, денег. Вечером этого же дня мне написал Саша Нагорный, мой редактор, и попросил взять интервью у Тимы. Тимы Ради.

Встреча с Тимой меня пугала. Я судорожно
перечитывала интервью в Интернете и не знала, какие вопросы готовить.

«Что для тебя искусство?» — ответ уже был
на одном из сайтов. «Считаешь ли ты себя художником» — просто глупый вопрос. Мне казалось, я знала о человеке уже все, но в то же время не знала ни чего. Точно хорошо я знала только его работы.

Каждое утро ехала в университет и читала
«Важна только практика», шла в Newbar и останавливалась перед «Вечным огнем», осенью показывала друзьям из Омска «Домино на Макаровском мосту».
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21348287.jpg ]

Договорились встретиться в его мастерской.
Уже около ГЦСИ набираю номер Тимы...

— Да, я тебе сейчас открою — отвечает мне
приятный голос. Тима без маски. Идем по темному коридору ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) и заходим в освещенную лампочкой комнату, заваленную досками и прочим строительным хламом. Тут же стоят краски, где-то валяются старые учебники.

«Заходи, а мы тут сауну строим — смеются
два помощника Тимы — Паша и Кирилл — Садись, только смолой не заляпайся» — указывают на доски парни. Достаю диктофон.

— Тим, расскажи, с каких пор ты сотрудничаешь
с ГЦСИ?

Тима: — Это очень неожиданно получилось.
Мне рассказала подруга, которая работает здесь, что есть свободная мастерская. Позже выяснилось, что это несет за собой какие-то обязательства. Недавно была выставка, и надо было к ней сделать какую-нибудь работу. Мы сделали гнездо. Студия — это очень удобно, сейчас мы делаем работы таких масштабов, что дома их уже не сделаешь.

— А раньше дома делали?

Тима: — Раньше были такие работы, которые
делались на месте. Например, приехал к мосту с краской и сделал все на месте. Сейчас чаще придумываем такое, что нужно заранее строить.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348346.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348345.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348336.jpg ]

— А вообще, какие этапы проходят твои работы?
Сколько времени занимает весь процесс от начала и до конца? — спрашиваю я.

Диктофон кладу рядом с собой. Интервью
превращается в дружескую беседу. Тима наливает чай, кидает в чашку несколько кубиков сахара — и продолжает...

Тима: — Рекорд был, когда я придумал «Соберись».
Я придумал в четверг, а сделали в субботу утром. Это самая быстрая работа. А самая долгая работа — это ракета, мы начали делать ее прошлой весной, а закончили только к концу осени. Там было много этапов.

— А откуда такая любовь к теме космоса?
У тебя много работ посвященных ей — отмечаю я.

Тима: — Я просто очень горжусь тем, что
наша страна первая полетела в космос. Это же удивительно! Я разговаривал с людьми, которые в тот год, когда Гагарин полетел в космос, были нашего возраста, они отпрашивались с работы и шли праздновать. А с другой стороны, это очень важное достижение с философской точки зрения.

Представь, есть человек, и он всегда живет
на земле. Даже самые дерзкие умы любой эпохи не могли мечтать о том, что человек попадет в космос. А наша страна сделала это. Непонятно почему до сих пор нет праздника государственного, выходного.

«До космоса, на самом деле, ближе, чем до
Москвы» — шутит рядом Кирилл.

[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21348324.jpg ]

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348321.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348308.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/21348624.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348349.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348314.jpg ]

—Тим, а расскажи о своей большой команде?
Как ты нашел этих людей? — тут же спрашиваю.

Тима: -Да просто друзья — коротко отвечает
Тима. Спустя время продолжает — У меня вообще нет представления, почему они мне помогают. Это знаешь, как когда есть друзья, которых ты знаешь с самого детства, и они понимают тебя с полуслова. А команда большая, только формально большая. В основном работаем мы втроем — Кирилл, Паша и я.

— А проекты сам придумываешь?

Тима: — В основном сам. Но некоторые нюансы
часто обсуждаю с ребятами.

— А как ты сам пришел к увлечению стрит
артом?

— Я поначалу рисовал трафареты. Брал из
Интернета картинки, вырезал их, рисовал. А потом я стал думать над тем, что нужно делать свое. Потом я попал в школу «Артполитика». Она больше напоминала тусовку людей, интересующихся стрит-артом. Эта школа меня очень многому научила и многих ребят, которые сейчас рисуют.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348293.jpg ]

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/21348306.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/21348302.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348299.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/21348295.jpg ]

— Я знаю, ты для Геометрии раньше фотографировал?

Тима: — Да, было дело. В самом начале, когда
она только открывалась. Я там около года проработал. Сейчас вообще мало снимаю, в основном интерьеры всякие или панорамы. Просто фотографировать стало не так интересно как раньше.

У Тимы звонит телефон, и он удаляется из
мастерской. Начинаю оглядываться. Эту мастерскую я уже видела на фотографии в твиттере у Славы ПТРК. На ней комната была совершенно пустой и казалась большой и просторной. Сейчас же, здесь было все заставлено, и царил «творческий беспорядок». Рядом со мной стоят кроссовки, залитые краской. Паша замечает мой интерес к ним.

Паша: — Мы иногда, когда на такси едем с
проектов, нас водители принимают за ремонтную бригаду и предлагают покрасить стены их квартир.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348290.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348331.jpg ]

На соседних досках лежит лист наждачной
бумаги, на которой написано «Russia». Знаю, Тима в какой-то мере патриот. Один из тех редких людей, кто не собирается переезжать в ЕВРОПУАМЕРИКУ, жалуясь на Россию. Хотя в январе он впервые побывал за границей.

— Тииим, — обращаюсь я к возвращающемуся
художнику — Расскажи о своей поездке? Не захотелось уехать от сюда?

Тима: — (Смеется) Да я не знаю. Нам хочется
делать проекты в Екатеринбурге. Мы знаем здесь много мест. В других городах гораздо сложней работать, потому что там совершенно другие условия — нужно найти места и что-то интересное.

Например, когда я был в Хельсинки, то не
смог сделать одну вещь, которую хотел. Был бюджет на скульптуру, ее можно было сделать нелегально, но если бы кто-то попросил ее убрать, то убрать скульптуру вышло бы дороже, чем ее сделать. Потому что стоят мусорщики там очень дорого, весь мусор перерабатывается. А в России ни кто к тебе не пойдет, ее просто выкинут... вон в Исеть.

— А как часто ты возвращаешься посмотреть
на свои работы? Не бывает ли разочарования от того, что с ними произошло?

Тима: — Нет, разочарования не бывает. Вообще
самый напряженный момент, когда ты сделал и понимаешь, что работа недолго проживет, и пока ее не убрали — надо съездить сфотографировать. Один раз мы сделали классный проект, но когда вернулись на место, его уже не было . Его очень сложно было снять. Я не знаю, как его сняли.

— То есть вообще ничего не осталось??

Тима: — Ничего! Я даже вокруг помойки объехал.
Там были сделаны фигуры человеческие. Мы готовили все месяц, а на утро было пусто. Но я не думаю, что кто-то расстроился из ребят. Рано или поздно такое должно было произойти.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21348317.jpg ]

— Как у тебя рождается идея, ты сначала
видишь место или первой, появляется идея?

Тима: — На самом деле это проблема. Есть
два подхода: первый — ты придумываешь идею, потом ищешь место, а второй — ты видишь места, а потом под них что-то придумываешь. Последнее время я ловлю себя на мысли, что я вижу в Екатеринбурге много мест, но идеи от этого не рождаются. Поэтому я сейчас думаю в основном над идеями.

Меня сейчас много зовут в разные города,
делать проекты, а показать-то, в общем, и нечего. Одно дело, когда ты рисуешь картинки, то просто находишь в городе стену для работы и рисуешь, но я не умею рисовать...Паша, может ты научишься рисовать? — обращается он к другу.

Паша: — Ага, отращу себе усы и бороду...

Тима: — И Ламборджини тебе сколотим из
досок...

— А какие последние события в стране тебе
особо возмутили? — плавно подбираюсь я к наболевшей теме выборов и вопросе о нашумевших билбордах с надписью «ВАС НА--АЛИ».

Тима: — Меня уже ничего не возмущает. Такие
вещи остросоциальные, их надо чувствовать. Поэтому «вас на--ли» мы сделали на следующий день после выборов. Я не был к этому готов. А на президентских выборах было и так все ясно, и мы сделали трафарет за пару дней до результатов. Поэтому когда Путин плакал, мы рисовали.

Я расстроился, что не знал о приезде Сафронова,
мы бы подготовились к его приезду.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348328.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348337.jpg ]

— Расскажи о российских художниках стрит-артерах.
Кого бы ты особенно выделил?

Тима: — Вопрос в том, что таких людей достаточно
много, но тех, кто делает это стабильно, мало. В Екатеринбурге есть Слава ПТРК. Я рад, что у него есть свой стиль, и он его соблюдает.

Есть много хороших ребят в Москве. В Новгороде
есть Никита Nomerz. Люди мало знают о таких художниках. Все это говорит о незрелости наших журналистов, они не пишут о таком. Да им и авторитета не хватит.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21348341.jpg ]

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348279.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348281.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/21348281.jpg ]

Напоследок узнаю, какую глобальную работу
от Ради можно будет увидеть в ближайшем будущем. Я уже немного выведала у Паши и Кирилла, о том, что это будет какая-то большая конструкция, но Тима хранит интригу.

Тима: — Пусть это останется секретом —
говорит автор будущего проекта.- Пойдем, я тебе лучше покажу наши «улучшения на районе».

Выходим на заснеженный двор ГЦСИ, где стоит
старый сарай. Над его дверью подвешена табличка CHANEL.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21155621.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21155627.jpg ]

Все гениальное просто. И это не зависит
от славы и тем более от количества поклонников, машин и денег.

Беседовала Даша Трофимова (Geometria Екатеринбург)
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев