Array ( ) GEOPRO: Geometria МАССИВНЫЙ УДАР (о концерте Massive Attack в Петербурге с комментариями Мартины Топлей-Берд)
У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
from
Geometria

МАССИВНЫЙ УДАР (о концерте Massive Attack в Петербурге с комментариями Мартины Топлей-Берд)

06.10.2010
МАССИВНЫЙ УДАР

(о концерте Massive Attack в Петербурге с комментариями
Мартины Топлей-Берд)

Massive Attack один из немногих успешных мировых
проектов, стабильно включающий Россию в свой гастрольный график (4 концерта за последние три года). Подобная тенденция не может не радовать отечественных фанатов бристольской волны, да и простых любителей качественной музыки. В этот раз массивный удар по слушателям был нанесен дважды, сначала в Москве, потом в Петербурге.  О прошедшем в СКК концерте,  Massive Attack и Мартине Топлей-Берд читайте ниже.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613241.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613390.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613389.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613407.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613418.jpg ]

Уже за три часа до начала концерта у входа
в спортивно-концертный комплекс выстроилась небольшая очередь из ярых фанатов MA, жаждущих занять места как можно ближе к сцене. В то время как поклонники мерзли на осеннем ветру, группа настраивала инструменты и разогревалась горячительным.  Из подробностей бекстейджа запомнилось следующее: большое количество спиртного и горы греческого салата в зоне кейтеринга, кошка, спокойно прогуливающаяся по СКК, и шапка-ушанка вокалистки  Massive Attack Мартины Топлей-Берд.

Мартина Топлей-Берд: Мне очень нравится
Петербург, отличный симпатичный город. Напоминает Амстердам, но только больше по площади. Здесь очень много воды и интересная архитектура. Эти цвета. Этот бирюзово-золотой Эрмитаж с белыми скульптурами – отличное сочетание. Я даже подумываю перекрасить стены у себя дома в эти цвета. К сожалению, я еще не успела ничего толком посмотреть, сами понимаете, слишком много водки… Но завтра я обязательно пройдусь по городу, пойду в Эрмитаж. Посмотрю на картины… Конечно, было бы лучше сделать это до концерта, вдохновиться перед выступлением. Но, так или иначе, все равно я рада, что я здесь.  Что же касается России в целом, то я просто влюблена в ваш язык. Когда я была подростком, я изучала русский. И сегодня здесь он звучит для меня особенно романтично.

Имя Мартины Топлей-Берд стало известно
миру благодаря ее сотрудничеству и личным отношениям с пионером трип-хопа Tricky. Именно с ней Tricky записал свои первые 4 альбома, включая легендарный «Maxinquaye». После их расставания в 1998 году Мартина начала сольную карьеру. С тех пор она выпустила три альбома и успела поработать с некоторыми западными звездами первой величины, такими как David Holmes, Gorillaz, DIPLO, Primus, The John Spencer Blues Explosion и Massive Attack. Причем во многих случаях Мартина выступает не только как приглашенный вокалист, но и как соавтор песен. Последняя ее пластинка «Some place simple» вышла в свет совсем недавно и получила очень теплые отзывы музыкальных критиков.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613419.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613416.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613420.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613424.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613435.jpg ]

Мартина Топлей-Берд: Я пишу песни сама и
два месяца назад у меня вышел третий сольный альбом. Мы записали его за неделю, только я и перкуссионист. Это было действительно трудно, но я не люблю тратить на запись слишком много времени. Вообще, делать альбом годами – это не по мне. Мне кажется глупым тратить много времени на альбом. К тому же это больно, мучительно больно, по крайней мере, для меня. Постоянная концентрация на протяжении лет – это уж слишком. Пластинка – это как всплеск, как порыв вдохновения. В «Some place simple» только 4 новые песни, остальные уже исполнялись мною и были в двух предыдущих альбомах, но сейчас они звучат абсолютно по-другому.

Некоторые российские около-поклонники
Massive Attack говорят о Мартине как об их основной вокалистке, что вероятнее всего связано с  ее прошлогодним визитом в Москву вместе с группой, хотя на самом деле, ее участие в записях бристольской команды началось именно с «Heligoland». Помимо свежих «Psyche» и «Babel», на концерте она просто восхитительно исполнила «Teardrop», «Invade me» (думаю, даже самые отъявленные фанаты MA в этом со мной согласятся). Что же касается ее сольного творчества, то для многих присутствующих оно стало настоящим открытием.

Мартина Топлей-Берд:  Я выступаю с сольной
программой на разогреве у Massive Attack. Моя сегодняшняя музыка отличается от той, что мне приходилось делать раньше, например, вместе с Tricky. Я ненавижу петь под запись. Вообще не люблю все эти записи. Моя музыка – она живая, и должна исполняться только живьем, никаких заготовок. Я играю на клавишных, на гитаре и экспериментирую с  сэмплами. На самом деле, мою музыку надо не только слышать, но и видеть. Судя по отзывам, людям это нравится, им это интересно.

И вправду музыка, а лучше даже сказать,
выступление Мартины было не только эстетически приятным и во всех отношениях прекрасным, но и интересным. Зрители увидели, как гениально просто рождается музыка. Мартина вживую записывает несколько коротких сэмплов (обычно это вокальное ля-ля-ля в разных вариациях, битбокс и несколько хлопков), затем включает их вместе и начинает петь, подыгрывая на бубне, клавишных или электрогитаре. Создается впечатление, что перед тобой на сцене не одна девушка, а полноценная группа человек эдак из четырех. Не знаю, что это, то ли влияние пост-модерна, то ли просто всеобщий тренд прозрачности и открытости, но сейчас музыканты поголовно принялись раскрывать карты перед слушателями. Одни делают это как Мартина – показывают из чего и в какой последовательности состоит музыка. Другие - выкладывают видео в YouTube с процесса записи в студии, пишут в Facebook о том, как, с кем и под чьим влиянием они написали песни, да и просто материалы с бэкстейджа и лайва. Короче, слушатель теперь может наслаждаться не только результатом чьего-либо творчества, он вовлечен в  создание и продакшн, он видит с помощью чего и каким образом делается музыка, при этом он все это активно комментирует, дает советы, качает пиратские версии, вырезает из кэша и т.д.

На протяжении нескольких лет любопытный
фанат мог наблюдать, как делался и видоизменялся последний альбом Massive Attack. Сначала группа стала исполнять на концертах новые песни, которые, по их же заверениям, должны были попасть на будущую пластинку. Потом озвучила название альбома, спустя какое-то время изменила его, официально огласила трэк-лист, изменила трек-лист. Все это сопровождалось бурным обсуждением и выкладкой в сеть промежуточных и незаконченных версий песен, появлением бесплатных ремиксов на треки из еще не вышедшего «Heligoland». В общем, чехарда и сумятица, в которой не трудно потерять музыку и потеряться самому.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613475.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613491.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613494.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613483.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613413.jpg ]

Мартина Топлей-Берд: С музыкой, как с едой.
Я никогда не следую рецептам, даже своим. Добавьте молока, масла, немного того, немного другого – а на вкус все равно дерьмо. Почему? Понятия не имею. Наверно, потому что нет вдохновения. Нам всегда нужно немного вдохновения, чтобы сделать  что-то стоящее. С другой стороны, во всем этом творчестве должна присутствовать некая магия, некоторая эмоциональная связь. Когда ты читаешь книгу, ты пользуешься своим воображением, рисуешь образы и героев такими, какими их видишь ты. Нужен баланс. Когда ты создаешь что-то, возможно ты даже точно представляешь из чего и как ты это делаешь, ты знаешь, какими ингредиентами будешь пользоваться, но, тем не менее, ты инстинктивно добавляешь туда немного алхимии, немного магии, вдохновения – называйте как угодно, но происходит это не осознанно.

В том, что у Massive Аttack с бессознательным
гением все в порядке, мы убедились на практике. И как бы ни спорили критики и поклонники о том, насколько хороши или насколько не хороши их последние работы, факт остается фактом – слушать их надо вживую. Такого кристального звука Петербург не слышал давно. Пробирающий до костей бас, гитара, от которой мурашки по коже, и легкие воздушно чистые мелодии. Все эти звуки, хоть и электронные по большей части, окутывают тебя в осязаемую и органическую оболочку.

Мартина Топлей-Берд: Трип-хоп в принципе
подразумевает под собой электронное продюсирование. Он так начинался и из этого вышел. Разумеется, в основе своей он имеет живые звуки, инструментальные, но ведь они записываются и обрабатываются. Возможен ли трип-хоп без всего этого? Не знаю… Здесь нет четких правил и ограничений. Если ты будешь очень креативным, творческим и тебе приспичит сыграть трип-хоп с помощью симфонического оркестра, то ты это сделаешь. Кстати, получился бы крутой эксперимент.

Для Massive Attack быть только музыкальными экспериментаторами
уже не достаточно. Надо объявлять бойкот Аризоне и Израилю, заниматься благотворительностью, иметь профайлы на всех популярных сайтах, постоянно их обновлять, нужно рисовать обложки и приложения к своим альбомам, следить за новостями мира, а потом официально заявлять, что ты радуешься или соболезнуешь. И все эти тенденциозные для западного мира идеи и направления существуют не только в виде интервью или статусов в Facebook. Они изливаются на фанатов цифрами, цитатами, выдержками из официальных документов, заголовками газет и статистикой с огромного табло во время концерта.

Благодаря выступлению Massive Attack в Петербурге
мы теперь знаем, насколько сильно навредил British Petroleum нашей голубой планете, сколько питьевой воды потребляется в Ливане и Канаде, знаем размер прожиточного минимума в развивающихся странах, знаем, что в Невском районе нашли контрафактные чупа-чупсы, да и вообще, очень информативный концерт получился. В таком ритме можно вообще забыть, что люди тебя любят именно за твою музыку, а не за то, что ты сочувствуешь эмигрантам и ратуешь за свободу.

Мартина Топлей-Берд:  Мне кажется, что в
этой игре нет правил. Есть ведь большая разница между тем, что люди говорят и тем, что они на самом деле хотят сказать.  И сила здесь заключается именно в том, что некоторые люди об этом не задумываются. Они такие, какие они есть. Делают то, что считают нужным.  Мы все живем в этом мире, все получаем из него определенную информацию. Без этого мира, находясь вне его информационного поля, вряд ли кто-нибудь смог бы творить. Ведь от того, что я что-то делаю помимо творчества или что-то рассказываю про себя лично, про свои убеждения, я не перестаю быть художником, музыкантом. Мне нравится делать собственный выбор, ощущать его, даже если его делать страшно. Я пытаюсь быть открытой, ведь тогда, возможно я смогу больше почерпнуть от людей, а они смогут чему-то научиться у меня. 

Возвращаясь к теме концерта, стоит отметить,
что петербургское выступление Мартины и MA собрало на удивление много поклонников (для меня это было неожиданностью, особенно учитывая тот факт, что накануне ребятам пришлось играть на практически пустом стадионе Мегаспорт в Москве). Публика собралась достаточно разношерстная. Были и подростки со студентами, и вполне зрелые и успешные люди, и маргиналы, род занятий и увлечения которых определить с виду достаточно трудно, и известные в петербургской тусовке персонажи.

Мартина Топлей-Берд: Я понятия не имею,
кто все эти люди. Думаю, большинство из них примерно моего возраста. Есть и совсем молодежь, есть и взрослые и даже пожилые люди. Нас любят и в России, и в Англии. А судя по последним выступлениям и крикам толпы, то в Швеции просто обожают. Сумасшедшие люди.

Ничего не могу сказать о шведской гостеприимности,
но степень фанатского сумасшествия в Петербурге зашкаливала. Музыкантов вызывали на бис и по окончании концерта несколько минут не отпускали со сцены. Восторженнее всего на рев и улюлюканье толпы реагировал 3D, уж очень радостно он улыбался и махал в ответ. Думаю, что после такого удачного завершения поездки, следующий визит Massive Attack в Петербург не заставит себя долго ждать.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/11613456.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613458.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613459.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613468.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/11613469.jpg ]

Катя Огородник, Санкт-Петербург

Geometria.ru выражает компании "Светлая музыка
[ http://light-music.ru/ ] " за организацию интервью.

Репортаж: 26 сентября / СКК - "Концерт Massive
Attack" [ http://spb.geometria.ru/events/gigs/2010/9/26/463611 ]
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев