У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Мастер мастеринга Andi Vax

27.07.2011
Мастер мастеринга
[ http://files.geometria.ru/pics/original/15939289.jpg ]
Andi Vax

Его имя известно миллионам. Его ремиксы
звучат по всему миру и занимают топовые места в радиостанциях. Каждый музыкант, самостоятельно работающий над качеством звука, хотя бы раз смотрел его видео-уроки по сведению. Гений звукорежиссуры, автор популярного трека «КаZантип-2009», бета-тестер компаний Steinberg и Access Music - у нас в гостях Andi Vax собственной персоной!

Мини-Биография:

В 2002 г Andi Vax создает транс-проект SynSUN. С 2004
по 2008 SynSUN выпустил множество синглов, ремиксов и 4 официальных альбома, последний из которых издал израильский major PHONOKOL Records (Astral Projection, Yahel).
В 2005 г музыкант принимает участие в конкурсе
гитаристов - 1-е место и звание «Гитарист марта» по версии AMT (за трек «Magic Fly»).
В 2006 г стартует house-проект ANDI VAX. Проект сразу
же получает высокую оценку от украинских, российских и европейских диджеев (Tiesto, Dj Lady Ace). Приходят предложения о сотрудничестве от таких лейблов как DMW, Lost Language (John Pitcher) , AMG. За период с 2006 по 2008 проект ANDI VAX выпустил немало синглов и ремиксов, которые получали высокие оценки мировых диджеев и продюсеров и занимали первые места в промо-чартах и топах крупнейшего музыкального магазина Juno.
В 2007 г Andi Vax выпускает обучающее видео «Mixing
Secrets» в помощь продюсерам всего мира. Видео распространялось абсолютно бесплатно и было переведено фанатами видео на английский и испанский языки. ANDI VAX – автор заводских звуков самого популярного синтезатора для танцевальной музыки – Access Virus (модель SNOW). Кроме помощи в разработке Virus, ANDI VAX является бета тестером немецкой компании Steinberg, производителя одного из лучших программ для написания музыки – Cubase. ANDI VAX также является автором ряда статей в помощь молодым продюсерам в ведущем украинском издании DJ.AM.
В 2008 г Andi Vax получает беспрецедентное предложение
о ремиксе от короля house-музыки и автора треков David Guetta - Joachim Garraud. Ремикс на трек Жоакима «Moi aim bien moa» официально вышел на новом альбоме Гарро «Invasion 2008» вместе с треками от проектов Laidback Luke, Fred Rister, Dj Sender, Datamotion, Dabruck and Klein и др.
Осенью 2008 года ANDI VAX становится организатором
и соучредителем английского лейбла Hardphaze Productions, издающего electro, techno и minimal. Кроме огромного количества молодых талантов, желающих выпустить свое творчество на Hardphaze, лейбл сразу же получил поддержку от Will Bailey, Electriqa и Mike Harris. Miles Dyson изъявил желание сотрудничать с лейблом после окончания своего мирового турне.
2008. Andi Vax завоевывает награду «Открытие
года KISS FM DANCE RADIO 2008».
В начале 2011 г Andi Vax становится Победителем
Первого мастеринг-конкурса на портале Promodj.ru.
На сегодняшний день Andi Vax – признанный
звукорежиссер, а также автор более 100 треков и ремиксов, многократно занимавших ТОП чартов на радиостанциях и интернет-магазинах. Его имя уже стало культовым в музыкальном мире, и «сделать звук как у Энди Вакса» - мечта молодых саундпродюсеров. Если хочешь быть лучшим – ставь задачу на 110 процентов

- Почему вообще ты выбрал профессию звукорежиссера?
Понятно, что музыка - музыкой, но что подвигло тебя работать со звуком, добиваясь идеального саунда?
- В процессе работы над собственным звуком
я стараюсь постоянно совершенствоваться. Я прошел путь от dance ejay в 1998 до cubase и logic в 2011. С самого первого мгновения, как только я сел писать музыку, я ставил себе задачу добиваться звука лучше, чем в фирменных треках. Поначалу, конечно, задача казалась непосильной, но мой подход был именно таким, и он ничуть не изменился за эти годы. Если хочешь быть лучшим – ставь задачу на 110 процентов!

- Кто был твоим учителем по саунд-инжинирингу,
по каким книгам ты учился?
- Когда я начал свою карьеру продюсера,
на дворе стоял 2000 год. Подробной информации об искусстве сведения в СНГ практически не было. Все тонкости звукорежиссуры постигались всеми медленно, методом проб и ошибок. За последние годы я просматривал и прочитывал все, что попадалось на глаза, будь то книги по сведению электронной музыки или школа игры на барабанах Mike Portnoy. Некоторые знания я почерпнул из общения на форумах или из личной переписки с серьезными мировыми продюсерами. Очень помог Erez Eizen из Infected Mushroom.

- Какую литературу можешь порекомендовать
начинающим звукорежиссерам?

- Книги Bob Owsinski, Bob Katz, Mike Stavrou, Ирины Алдошиной.
Ну, и, конечно же, свое первое видео Andi Vax «Mixing Secrets», в котором изложены основы звукорежиссуры и психоаккустики. Я постарался сделать это максимально просто, доходчиво. Я люблю все упрощать.

- Можно ли добиться кристально чистого
и качественного звука в домашних условиях? Говорят, многие знаменитые музыканты прославились на своих первых хитах, сочиненных на домашнем компьютере... Это реально?
- Это реально. Но «правильный» звук в случае
использования непрофессиональной студии, это скорее случайность, нежели закономерность. Некоторые мои известные коллеги, использующие неподготовленные помещения и бытовые колонки в качестве мониторов, делают треки на основе темплейта, которому уже много лет. Звук проверяют на разных источниках (в клубе, в машине и т.д.). Посади такого человека за домашнюю студию и попроси его сделать трек с нуля - и получится грязный микс.
С другой стороны, сейчас я могу свести трек
даже на динамике ноутбука (при условии использования спектроанализатора). Так что, тут не стоит отбрасывать опыт звукорежиссера.
В то же время, во многих треках важна идея,
и даже самое провальное сведение ее не испортит. Например, сравните продакшн старого goa trance 96 года и современного fullon!

- Сколько лет нужно потратить, чтобы стать
хорошим звукорежиссером?
- На мой взгляд, не менее 10. И дело тут не
в теоретической подготовке. Возьмите любой зарубежный колледж – за несколько лет в нем подготовят вменяемого специалиста, который может сделать то, что американцы называют «record», но будет ли этот трек хитом? Вряд ли. Настоящему хиту нужен правильный подход, раскрытие всего его потенциала и немного магии. Эти вещи достигаются лишь путем долгих экспериментов со звуком и оборудованием. В любом случае, не стоит расстраиваться, если что-то не получается. Запасаемся терпением и творим! С каждым новым треком я понимаю, сколько мне еще предстоит изучить, и это для меня - самое ценное в моей профессии. Саморазвитие и попытка понять свой внутренний мир. Сведение - сродни медитации, а в поиске технических ошибок микса задействованы совсем другие области мозга.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/15940036.jpg ]
Новая студия волшебника звука Аналоговые
консоли пугают меня

- Если сравнивать, то с какой аппаратурой
тебе лучше работается? С цифровой или аналоговой? С отечественной (СНГ) или импортной? В чем их различия?
- Аналоговые консоли пугают меня. Это катастрофическая
трата времени взамен на искаженный звук. 

- Если мастеринг – то цифровой или аналоговый?
- Все зависит от исходного материала и предпочтений
клиента. Я очень редко прибегаю к утеплению миксов посредством аналоговых консолей или сумматоров. В электронике это применимо разве что к minimal techno, как мне кажется. Цифра позволяет работать быстро, мобильно, без потерь качества. Плохая сторона заключается в кристально чистом звуке, а в музыке не все хорошо то, что хорошо со стороны математики. Видите ли, со стороны математики, цифровой мастеринг практически лишен искажений, потерь, наводок и т.д. Но цифровой звук, по сути, звучит мертво, суперстерильно. Люди любят искажения и хотят слышать теплый ламповый низ, мягкий бархатный верх или аггресивную транзисторную середину. К счастью, в мире цифровых обработок есть немало плагинов и железок, которые служат для утепления, внесения окраса и «склеивания» музыкального материала.

- Верно ли, что прописать и получить хороший
вокал можно с любого микрофона или нет? Какие микрофоны предпочитаешь ты?
- Мне очень нравится концепция Mike Stavrou, что
касается микрофонов и вокалистов.
Обязательно прочтите его книги, они потрясающие!
Я чаще всего использую ламповый Gefell M990
– моя рабочая лошадка. Очень хорош винтажный U87, он очень универсальный. Для слабых и тусклых голосов я люблю использовать яркие микрофоны, подойдет недорогой Rode NT-2A.

- Как часто ты пользуешься наушниками при
сведении и мастеринге?
- Никогда. Наушники - только для сессионных
музыкантов. Они не позволяют чувствовать субнизкие частоты (фактически, базилярная мембрана не в состоянии колебаться с частотой ниже 100 Гц). Поэтому низ мы должны чувствовать всем телом и для этого использовать большие мониторы дальнего поля. Вот тут-то и начинаешь понимать смысл требований заказчика «чтобы плющило и колбасило»!

- Твои любимые программы и плагины?
- Ну, это сложный вопрос, учитывая все количество
плагинов, установленных у меня на компьютере. Но если бы нужно было выбирать, то однозначно UAD (Precision Maximizer, Manley Massive Passivem EMT250, Fatso Sr), Elysia Alpha Compressor, Brainworx Bx Digital 2, Lexicon PCM Bundle, плагины Soundtoys (Devil Loc Deluxe, EchoBoy), бесплатные плагины Togu Audio Line. Я сторонник использования лицензионного софта.

- Есть ли у тебя свое собственное видение
относительно добавления на каналы Reverb и Delay?
- Они должны качать! От настроек ревера
и дилея очень зависит «кач» трека. Настройками можно подчеркнуть грув, заполнить «дыры» в миксе. А можно и убить микс излишним количеством ревера или неправильными настройками времени дилея.
Иногда нужно сделать стену звуку «in your
face». Иногда - расставить все инструменты в пространстве, чтобы все стояло на своем месте. Все зависит от микса. Когда мультитрек из кучи дорожек превращается в хит - это и есть магия.

- Какой подход к панорамированию тебе нравится?
- Нескучный. Слушателю должно быть интересно
слушать трек. К тому же панорамирование может решить частотные конфликты. Подробнее смотрите в моем втором видео «Andi Vax - Ответы».

- Есть ли у тебя какие-то свои приемы для
прослушания качества сведения во время работы студии?
- Есть уши и спектроанализатор. И обязательно
нужно прерываться, если чувствуешь, что устал. Одна из причин местоположения моей студии (окраина города) – близость природы. Сел на велосипед - и сменил обстановку. :-)

- Сколько времени в среднем занимает у тебя
работа над сведением, мастерингом? Как долго ты работал над одним треком в качестве саундпродюсера? Были ли такие случаи, когда ты долго работал над звуком чужого трека, и если да, то почему?
Мастеринг 1-2 часа. Сведение – 2-3 часа на
первый черновой микс, и еще часов 2-6 на доводку.
Бывает, что заказчик сам не знает, чего
хочет, и даже референсные треки не помогают. В этом случае доводка трека может растянуться на недели и даже месяцы.
Самые «тяжелые» работы над треком проходили
по 2-3 месяца. В них участвовали сессионные музыканты и различные приборы внешней обработки. Организация этого процесса занимает немало времени.

- Сколько версий окончательного микса ты
обычно делаешь за работой?
- Я делаю одну версию. По требованию делаю
версии с более громким и более тихим вокалом.

- Какова роль саунд-продюсера в создании
финального мастеринга? Может ли музыкант написать музыку и так грамотно ее свести, что мастеринг не потребуется вообще?
- Конечно. В популярной музыке такое не
часто встретишь. Там часто работает целая команда: композиторы, поэты, аранжировщики, сессионные музыканты, программисты синтезаторов, инженеры по сведению и мастерингу. В электронной музыке совершенно другие бюджеты, поэтому и подход другой, более бюджетный. Это не патология. Но музыкант всегда может воспользоваться услугами мастеринг-инженера или специалиста по сведению, чтобы поднять уровень звучания фонограммы.

- Обязательно ли звукорежиссеру учиться
в ВУЗе на факультете звукорежиссуры?

- Нет, но я всегда выступаю за развитие в
любом направлении. В ВУЗе все зависит от преподавателя. Я бы не учился у теоретика – только у практика. Как говорит мой папа (преподаватель с 30-летним стажем): «Не умеешь работать – иди учи». Так что, бойтесь «не практикующих» преподавателей. Просто попросите их показать свои работы.

- Может ли звукорежиссер в своей работе
придерживаться какого-то «своего» особого звучания?
- Может. С одной стороны это хорошо, и это
«его звук», с другой стороны, каждый проект требует индивидуального подхода. Вот в этом и кроется опасность. Иногда мне кажется, что в каком-то треке слишком уж много ANDI VAX. :-) Тогда я сажусь на велосипед, и через пару часов берусь за микс снова, со свежим восприятием.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/15940090.jpg ]
Музыкальная улыбка звукорежиссера Аудионаркотик
для меня только один

- Веришь ли ты в аудионаркотики? Я имею в
виду, может ли звукорежиссер так выстроить звук, что он будет затрагивать душу слушателя, вызывая сильные эмоции или яркие образы? Имеет ли право на жизнь словосочетание «рисовать музыкой»?
Рисовать можно, писая в сугроб зимой.
Про отношение музыки и цвета немало информации в интернете. Счастливчики вроде Дебюсси или Чайковского лучше расскажут про это, мне не дан этот дар. Однако ничто не мешает тренировать слух специальными курсами и программами. Аудионаркотик для меня только один – душевное исполнение.

- Что ты думаешь о звукотерапии, когда люди
выздоравливают от Чайковского или Моцарта? Может ли музыка лечить?
- Да! Классика в большинстве своем умиротворяет
и расслабляет организм, а вот, например, тяжелая музыка - это совсем другое дело. Аудиоволна в ней искажена изначально, да и посыл очень агрессивный. Я бы назвал тяжелую музыку лекарством для молодежи, выпускающим всю агрессию наружу без опасности для общества. Классика - это лекарство для пожилых людей. Я лично нахожусь в промежуточной стадии и наслаждаюсь Jason Mraz и Seal.

- Когда при тебе кто-то записывает вокал
в твоей студии, как часто ты просишь его перепеть, в каких случаях? Если вокалист сфальшивил, то что лучше – перепеть или подправить ноту в Autotune и аналогичных программах?
- Про автотюн я сразу рекомендую забыть.
Я запрещаю вокалистам читать с листа – это слышно на записи, поэтому у меня в студии нет пюпитра.
Что касается количества дорожек вокала,
то 3-4 дорожки - это норма, при условии, что найдено «настроение» и посыл исполнения.

- Как звукорежиссеру проще работать с заказчиками
– по сети Интернет или лучше все-таки, когда заказчик присутствует при сведении?
- Не заметил разницы.

- Ты – бета-тестер нескольких компаний-производителей
софта для звукозаписи. Расскажи поподробнее, как так получилось, что стал бета-тестером этих компаний? В чем заключается твоя работа, и на каких условиях ты ей занимаешься?
- Когда ты излишне интересуешься программой,
возникает желание общаться с разработчиками, чтобы информировать их об ошибках и просить о нововведениях.
Обратная сторона бета-тестирования - это
десятки потерянных проектов без возможности восстановления. Сейчас я прекратил всё тестирование и сосредоточился на деятельности www.ANDIVAXMASTERING.com.

- Есть такая должность - звукорежиссер клуба.
Как ты считаешь, ты мог бы правильно настроить звук в ночном клубе или в концертном зале? Насколько эта работа отличается от работы со звуком в студии звукозаписи?
- Думаю, что нужно всему учиться. Я не думаю,
что сразу «с места в карьер» смог бы настроить звук в клубе правильно. С другой стороны, звук в 90% клубов очень плох и дело тут не в оборудовании. :-)

- Как «раскрутиться» начинающему звукорежиссеру,
если он чувствует, что способен делать хороший саунд? Где ему искать заказчиков и как стать знаменитым?
- Все придет само собой. Нужно лишь писать
треки, совершенствоваться и связываться с лейблами, которым твоя музыка будет интересна. Ошибочен подход «утром деньги, вечером – стулья», который я встречаю слишком часто у новичков. Относитесь к этому, как к игре, где нужно всего достичь постепенно и набрать нужное количество XP.

- Создаешь ли ты саунд для компьютерных
игр? Если да, то для каких?
- Я занимаюсь любым звуком. Были и игры (в
основном, мелкие casual проекты), рингтоны, аудиокниги, музыка к порнофильмам. Всё это – бесценный опыт.

- Как ты думаешь, какое будущее ждет звукорежиссуру
лет через 5-10? В 60-х люди экспериментировали с реверберацией (Биттлз), в 80-х было в фаворе теплое звучание, в 90-х – жаркие и грязные треки. Начиная с «нулевых» годов 21 века, весь мир бросился в гонку за чистотой и громкостью звука, при этом все чаще стараясь добиться минимализма в аранжировке. А что будет дальше?

- Пока не получим новую технологию, мы вынуждены
топтаться на одном месте. Нас ожидает смешение жанров, как и всегда, в общем-то. Не за горами технология прямого воздействия музыки на головной мозг, минуя слуховой аппарат. Но когда именно это случится и произойдет ли массовое внедрение – вопрос другой...

- У человека музыки всегда много дел – это
и основная работа, и личные проекты. Как строится твой рабочий график в течение недели?
- Все систематизировано и каталогизировано.
На меня работает команда профессионалов, которые избавляют меня от рутинных задач и позволяют сосредоточиться на музыке. Если бы не четкое планирование, я бы просто сошел с ума от безумного количества работы. Не стоит еще забывать и про отдых. Ну, и, конечно, про воспитание детей. Семья или работа – для меня это очень сложный выбор, и тут не обойдешься без психолога. :-)

- Чем ты сейчас занимаешься, какие у тебя
планы?
- В данный момент я достроил новую контрольную
комнату и теперь краснею от ошибок в старых миксах. В планах - открытие канала youtube, с обзорами софта и железа ANDI VAX REVIEW (с сопутствующей страницей на facebook). Наконец, нужно выпустить английскую редакцию моего второго видео ANDI VAX «Answers». И, конечно же, в планах множество треков, некоторые из которых уже начаты или находятся на стадии завершения. Есть планы заняться pop-production. Также с осени 2011 я планирую расширять штат ANDI VAX MASTERING и найти нескольких помощников по сведению.

- Какая у тебя сейчас есть мечта, которую
ты хотел бы осуществить в ближайшее время?
- Я хочу продолжать учиться. После общения
со звукорежиссерами СНГ я понял, что нужно ехать в Америку и получать там новый опыт.

Беседовал Иван Сальников, журналист,
специально для Geometria.ru
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним