У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

НЕИЗБЕЖНОЕ "РЕТРО"

05.05.2012
Долгожданная премьера спектакля «Ретро»
талантливейшего драматурга Александра Галина была представлена на суд зрителей в Театре драмы им. Шукшина. Руководит постановкой Владимир Чернядев.

Эта пьеса покорила сердца не только российских
зрителей. Она была переведена на множество других языков, увидела подмостки огромного количества именитых театров всего мира. Это неудивительно: простая, житейская пьеса о наболевшем, о проблемах отцов и детей, о неизбежности наступления преклонного возраста и нежелании с этим мириться. У сюжета нет границ - абсолютно каждый человек, когда-нибудь с этим столкнется. А ещё, она, об одиночестве, которое так часто идёт рука об руку со старостью.

В преддверии 9 мая, когда все начинают вспоминать
о ветеранах и пожилых людях, этот спектакль приходится, как нельзя кстати, чтобы всерьез задуматься: « А не слишком ли мы уверенны в том, что нас ждет счастливая старость и благодарные дети?».

Несмотря на то, что пьеса написана еще во
времена СССР и ценности тогда были немного иными, она не имеет временных рамок: всё те же дети, всё такие же родители – разные взгляды на мир, разные понятия о том, что важно в этой жизни.

Ретро здесь во всём: в убранстве московской
квартиры, в возрасте героев, в музыкальном сопровождении. Отдельное спасибо Владимиру Чернядеву за то, что он не стал привносить современные мотивы в пьесу, написанную в 80-ых годах. Всё именно так, как должно быть. Герои трогательные и немного наивные, какими и должны быть советские люди. Вызывающие смех своими искренними диалогами, перемежающиеся прямо-таки афоризмами. Зал не раз взрывался аплодисментами после произнесенной как бы невзначай шутки, а может и не шутки, а просто правды жизни, но до того к месту, до того понятной, что невозможно не рассмеяться.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21195223.jpg ]

Первый акт ввел зрителей в небольшой транс:
казалось, что история довольно банальна, что многие наблюдают её каждый день и ничего нового тут увидеть нельзя: ну, старик, ну одинокий. И что с того? Привычное состояние. К концу второго акта, начинаешь осознавать, за что спектакль пришелся по душе такому огромному количеству людей. Понимать всю несправедливость положения наших родителей, смотреть на старшее поколение не с высоты своей молодости, а откуда-то снизу, с легким недоумением: они, оказывается, такие же: флиртуют, точно молодые, мечтают, и хотят капельку любви и счастья. Просто они знают больше нас. Знают, что мир не так идеален, как казалось когда-то, знают, что и мы к этому придем. Здесь большой современный город в сравнении с маленькой деревней – молодое поколение и мудрая старость.

В центре действия – Николай Михайлович
Чмутин (играет Вадим Синицын), одинокий пенсионер, проживший всю свою жизнь в глухой деревеньке и после смерти жены, переехавший по воле дочери Людмилы (играет Елена Адушева) в Москву, где вынужден жить с зятем Леонидом (играет Александр Чумаков), продающим антиквариат. Вся обстановка в доме давит на несчастного старика, он отчетливо ощущает свою ненужность, скитается по квартире и постоянно ссориться с домочадцами. Единственный собеседник, которому он может пожаловаться на свою нелегкую долю, вспомнить былые времена - это голубь, неизменно прилетающий к нему. Одинокий, простой старичок, сетующий на отсутствие внуков, современные нравы. Он упрямо не желает привыкать к положению непрошенного гостя, но «сердобольная» дочь не отпускает его обратно в деревню, к своим корням. И не потому, что она и впрямь, переживает за отца - просто так спокойнее. Её муж задумывает поженить своего тестя, и тем самым убить двух зайцев: спровадить, наконец, надоевшего пенсионера, и подарить покой жене.

Когда наступает час икс и сватовство случайно
встретившихся трёх «невест » перерастает в скандал, учиненный оскорбленным этим событием стариком, тогда-то и понимаешь, что впереди ждет что-то необычное, то, что даст пищу для ума.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21195229.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21195231.jpg ]

Спустя время дамы возвращаются обратно.
Робко, по одной. Три восхитительные абсолютно непохожие женщины, каждая особенная. Нежная, чувственная Роза Александровна в исполнении Галины Зориной - экс-балерина, как говорится, «вся такая воздушная, к поцелуям зовущая», буквально порхает по сцене, и первоначальное впечатление создается о ней, как о даме недалекой, слегка оторванной от реальности. В противовес ей – Нина Ивановна (играет Любовь Сорокина), медсестра Дома скорби, на пенсии - дама основательная и не терпящая соперничества. Третья же, Диана Владимировна (играет Надежда Царицына) – великодушная, добрая женщина, которая, несмотря на колоритность двух других «невест», всё же не теряется на их фоне и заряжает своей неуёмной энергией всех вокруг. Все они имеют право на родственную душу, но к великому сожалению, Николай Михайлович такой один. Такой вот простой, но гордый, уважающий себя мужчина и он, на вес золота, пусть и не молод, пусть уезжает в деревню, но душевный и настоящий. Может, именно поэтому они и вернулись, несмотря на то, что он предстал пред ними чуть ли не безумцем. На его фоне зять Леонид выглядит ужасающим образом. Он олицетворяет собой цинизм современного поколения, неуважение к человеку, который воспитал для него дочь. Да и Людмила не слишком-то благодарна отцу, и часто от неё можно услышать упреки о том, как неправильно он жил.

Столкновение нравов и неподобающее отношение
к возрасту становится лейтмотивом спектакля. В нём нет двусмысленных фраз, отсутствуют вопросы философской глубины, но вместе с тем что-то ударяет так сильно, что улыбка сменяется пустотой, грустью, и звук дребезжащих струн души продолжает звучать эхом: «Неужели и я такой?». Причём, этот вопрос может задать себе каждый, но с разным подтекстом: молодое поколение задумается, прежде всего, об уважении к своим родителям, к старшим и поймет, что когда-нибудь, ему тоже придется плыть по волнам памяти, доказывать свою нужность. Старшее же поколение, получит прекрасную возможность посмотреть на себя в зеркало или заглянуть в недалекое будущее, и понять, что на пенсии жизнь не заканчивается. Она всё так же продолжает бить ключом, а для этого надо-то немного: чтобы кто-то близкий был рядом.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/21195236.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/original/21195238.jpg ]

Отмечать игру какого-либо одного актера
– это означает поступить несправедливо по отношению к другим. Алтайский театр драмы им. Шукшина – это давно не провинциальный театр, в чем большая заслуга его актеров. Они играют так проникновенно, с такой силой и энергетическим посылом, что факт, что это просто роль, тает на глазах. Нет, это не роль, это жизнь и вот они, перед тобой люди, такие же, как ты.

"Ретро" – это старая как мир, слегка помятая
временем история о том, что ни что не вечно под Луной, но это не повод, чтобы лишать себя счастья. Выбирая, какой спектакль посетить, сделайте выбор в пользу «Ретро», и не только потому, что это интересно, смешно и увлекательно, но и для того, что бы кое-что переосмыслить и взглянуть на мир по-другому.

Аплодировала на спектакле "Ретро" Анна
Усик.
Фото: Андрея Луковского.
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним