Geometria
Открытие выставки «Детство. Отрочество. Юность» (Часть 2)
07.09.2011
8 сентября 2011 года в 17 часов в Саратовском
государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки «Детство. Отрочество. Юность» (Часть 2) из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Радищевского музея.
Экспозиция русского искусства ХХ века,
являющаяся частью комплексного выставочного проекта «Детство. Отрочество. Юность», представляет произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также фотографии и книги из собрания Радищевского музея и Вольской картинной галереи.
8 сентября 2011 года в 16.30 по адресу ул. Первомайская,
75 в рамках открытия второй части выставки состоится пресс-тур по экспозиции.
На выставке экспонируются портреты и жанровые
композиции, созданные художниками, работавшими в разных стилистических направлениях, начиная с 1920-х годов до настоящего времени. Наряду с работами московских и ленинградских авторов: Н. Чернышева, А. Самохвалова, О. Булгаковой, А. Ситникова – показаны произведения саратовских мастеров: Б. Миловидова, И. Новосельцева, Б. Давыдова, Т. Хахановой, не уступающие им по качеству исполнения. Лирические, воздушные, написанные, словно в одно касание кисти, портреты, передающие тончайшие оттенки настроений своих моделей, соседствуют с типизированными, почти монументальными образами. Рядом с символическими, зашифрованными, полными иносказаний произведениями можно увидеть реалистические, близкие и понятные каждому зрителю, картины.
Одно из ранних произведений советского
периода на выставке – «Портрет девочки» (1924) ленинградского художника Александра Самохвалова – участника объединения «Круг», известного, прежде всего, созданными им образами героинь труда и спорта, полными жизненной мощи и оптимизма. «Портрет девочки» из собрания нашего музея написан в середине 1920-х годов и, вероятно, является одним из этюдов к неосуществленной картине «Радость жизни» (1927–1928).
Популярную в советском искусстве тему
детского творчества представляет картина саратовского художника Бориса Миловидова «Авиамоделисты» (1934). Талантливый живописец и график, продолжатель традиций «саратовской школы», участник многих столичных выставок, он оставил яркий след в культурной жизни родного города. В начале 1930-х годов Миловидов работал над настенными росписями во Дворце пионеров. Там же в кружке авиамоделистов занимались ребята, ставшие героями его будущей картины. «Авиамоделисты» – характерный художественный документ эпохи, знаковое произведение мастера. Не случайно картина занимала центральное место на первой краевой выставке 1934 года и вскоре была приобретена Радищевским музеем.
Несколькими работами представлено на выставке
творчество известного московского живописца Николая Чернышева, основной темой которого на протяжении многих лет оставалась тема девочки-подростка «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству».
В 1930-е годы для реализации форсированного
индустриального развития страны советской власти требовалось большое количество квалифицированных специалистов. Особой популярностью пользовались профессии инженера, конструктора, архитектора. Постепенно в обществе сформировался новый социальный тип – образованного и активного молодого человека, воодушевленного идеями строительства светлого будущего. Воплотить его в искусстве стремились многие художники, создавшие целую галерею образов рабфаковцев и вузовцев. К их числу относится представленная на выставке «Вузовка» (1935) Виктора Мидлера.
Глубоким проникновением во внутренний
мир героев отличаются портреты Виктора Попкова, яркого представителя поколения художников-«шестидесятников». Портрет мальчика из Жиганова (1970) по манере близок работам мастеров «сурового стиля». В небольшом по размеру этюде с предельно лаконичной композицией и сдержанным «стальным» колоритом художник создает выразительный образ своего юного современника.
С «Портрета дочери» (1971) саратовского художника
Бориса Давыдова на зрителя устремлен удивленно-обиженный взгляд маленькой девочки. Платочек в горошек, туго завязанный под подбородком, пухлые розовые щечки, наморщенный лоб, опущенные уголки губ, кажется, еще мгновение, и слезы потекут ручьями из ее широко открытых прозрачно-серых глаз. И вся эта буря чувств – на фоне безмятежно-спокойного, залитого солнцем деревенского простора – безоблачного голубого неба и зеленого луга. А на лугу, видимо, обидчики героини портрета – мальчишки-подростки, которые никак не хотят брать ее в свои «взрослые» игры.
Графический раздел выставки включает произведения
крупнейших мастеров ХХ века: этюд К. Петрова-Водкина, выполненный во время поездки в Ташкент и акварельный набросок В. Милашевского, трактующий традиционную для искусства тему материнства с изрядной долей иронии; гравюры А. Пахомова и оригинальные графические листы Д. Загоскина, ощутимо передающие дух своего времени; психологические портреты К. Клементьевой, выполненные в технике автолитографии, изысканную по цвету пастель М. Соколова и лаконичные по композиции, яркие, колористически гармоничные жанровые работы П. Басманова.
Меняется время, меняются дети, меняется
наше восприятие детства, меняются и формы отражения жизни в искусстве, но тема выставки по-прежнему остается актуальной. Созданные в разные эпохи живописные полотна, гравюры, скульптуры, фотографии могут восприниматься не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства истории, запечатлевшие жизнь семьи, внутренний мир человека или судьбы целых поколений. Лишь только сохранив в памяти и осмыслив наше прошлое, мы сможем понять своё настоящее и будущее – ведь, как известно, искусство есть форма культурной памяти человека.
Выставка работает до 31 октября 2011 года.
государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки «Детство. Отрочество. Юность» (Часть 2) из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Радищевского музея.
Экспозиция русского искусства ХХ века,
являющаяся частью комплексного выставочного проекта «Детство. Отрочество. Юность», представляет произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также фотографии и книги из собрания Радищевского музея и Вольской картинной галереи.
8 сентября 2011 года в 16.30 по адресу ул. Первомайская,
75 в рамках открытия второй части выставки состоится пресс-тур по экспозиции.
На выставке экспонируются портреты и жанровые
композиции, созданные художниками, работавшими в разных стилистических направлениях, начиная с 1920-х годов до настоящего времени. Наряду с работами московских и ленинградских авторов: Н. Чернышева, А. Самохвалова, О. Булгаковой, А. Ситникова – показаны произведения саратовских мастеров: Б. Миловидова, И. Новосельцева, Б. Давыдова, Т. Хахановой, не уступающие им по качеству исполнения. Лирические, воздушные, написанные, словно в одно касание кисти, портреты, передающие тончайшие оттенки настроений своих моделей, соседствуют с типизированными, почти монументальными образами. Рядом с символическими, зашифрованными, полными иносказаний произведениями можно увидеть реалистические, близкие и понятные каждому зрителю, картины.
Одно из ранних произведений советского
периода на выставке – «Портрет девочки» (1924) ленинградского художника Александра Самохвалова – участника объединения «Круг», известного, прежде всего, созданными им образами героинь труда и спорта, полными жизненной мощи и оптимизма. «Портрет девочки» из собрания нашего музея написан в середине 1920-х годов и, вероятно, является одним из этюдов к неосуществленной картине «Радость жизни» (1927–1928).
Популярную в советском искусстве тему
детского творчества представляет картина саратовского художника Бориса Миловидова «Авиамоделисты» (1934). Талантливый живописец и график, продолжатель традиций «саратовской школы», участник многих столичных выставок, он оставил яркий след в культурной жизни родного города. В начале 1930-х годов Миловидов работал над настенными росписями во Дворце пионеров. Там же в кружке авиамоделистов занимались ребята, ставшие героями его будущей картины. «Авиамоделисты» – характерный художественный документ эпохи, знаковое произведение мастера. Не случайно картина занимала центральное место на первой краевой выставке 1934 года и вскоре была приобретена Радищевским музеем.
Несколькими работами представлено на выставке
творчество известного московского живописца Николая Чернышева, основной темой которого на протяжении многих лет оставалась тема девочки-подростка «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству».
В 1930-е годы для реализации форсированного
индустриального развития страны советской власти требовалось большое количество квалифицированных специалистов. Особой популярностью пользовались профессии инженера, конструктора, архитектора. Постепенно в обществе сформировался новый социальный тип – образованного и активного молодого человека, воодушевленного идеями строительства светлого будущего. Воплотить его в искусстве стремились многие художники, создавшие целую галерею образов рабфаковцев и вузовцев. К их числу относится представленная на выставке «Вузовка» (1935) Виктора Мидлера.
Глубоким проникновением во внутренний
мир героев отличаются портреты Виктора Попкова, яркого представителя поколения художников-«шестидесятников». Портрет мальчика из Жиганова (1970) по манере близок работам мастеров «сурового стиля». В небольшом по размеру этюде с предельно лаконичной композицией и сдержанным «стальным» колоритом художник создает выразительный образ своего юного современника.
С «Портрета дочери» (1971) саратовского художника
Бориса Давыдова на зрителя устремлен удивленно-обиженный взгляд маленькой девочки. Платочек в горошек, туго завязанный под подбородком, пухлые розовые щечки, наморщенный лоб, опущенные уголки губ, кажется, еще мгновение, и слезы потекут ручьями из ее широко открытых прозрачно-серых глаз. И вся эта буря чувств – на фоне безмятежно-спокойного, залитого солнцем деревенского простора – безоблачного голубого неба и зеленого луга. А на лугу, видимо, обидчики героини портрета – мальчишки-подростки, которые никак не хотят брать ее в свои «взрослые» игры.
Графический раздел выставки включает произведения
крупнейших мастеров ХХ века: этюд К. Петрова-Водкина, выполненный во время поездки в Ташкент и акварельный набросок В. Милашевского, трактующий традиционную для искусства тему материнства с изрядной долей иронии; гравюры А. Пахомова и оригинальные графические листы Д. Загоскина, ощутимо передающие дух своего времени; психологические портреты К. Клементьевой, выполненные в технике автолитографии, изысканную по цвету пастель М. Соколова и лаконичные по композиции, яркие, колористически гармоничные жанровые работы П. Басманова.
Меняется время, меняются дети, меняется
наше восприятие детства, меняются и формы отражения жизни в искусстве, но тема выставки по-прежнему остается актуальной. Созданные в разные эпохи живописные полотна, гравюры, скульптуры, фотографии могут восприниматься не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства истории, запечатлевшие жизнь семьи, внутренний мир человека или судьбы целых поколений. Лишь только сохранив в памяти и осмыслив наше прошлое, мы сможем понять своё настоящее и будущее – ведь, как известно, искусство есть форма культурной памяти человека.
Выставка работает до 31 октября 2011 года.
Комментарии