У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Почему Раневская пьёт зелёный морс?

28.02.2011
Почему Раневская пьёт зелёный морс? Ляпы
в раскрашенных чёрно-белых фильмах

Советские чёрно-белые фильмы продолжают
красить. 23 февраля Первый канал показал цветных «Офицеров». Ранее колоризовали «В бой идут одни старики», «Волгу-Волгу», «Веселые ребята», «Подкидыш». Можно по-разному относиться к такому способу реставрации старых фильмов, однако нельзя не заметить в цветных версиях различные ляпы. Например, в «Подкидыше» Раневская невозмутимо пьёт зелёный морс, а рыженькую девочку Наташу все упорно принимают за блондинку. Об ошибках в раскрашенных фильмах корреспондент Geometria.ru Евгения Заболотских поговорила с режиссером колоризации компании «Формула цвета» Игорем Лопатенком.

Geometria.ru: В цветных «Офицерах» я не заметила
ляпов, но думаю, они там есть, поскольку встречались в других окрашенных вами картинах. Признавайтесь, где затаились ошибки?

Игорь Лопатенок: В «Офицерах» нет ляпов
с цветом. Для этого пришлось немало потрудиться. Когда я обратился к своему другу Стасу Ершову (генеральный директор киностудии им. Горького – Авт.) с просьбой собрать нам материал по «Офицерам», он смог предложить только две фотографии, причем чёрно-белые, афишу и оригинальный сценарий. Полгода ушло на поиски информации о фильме. Искали там, где проходили съёмки: от Ашхабада до Москвы. И, знаете, я обнаружил немало ляпов в оригинальной версии «Офицеров». Например, там по сюжету должно быть здание Министерства обороны, а вместо него - химический корпус Московского университета. Причём Менделеев прямо так нагло в кадре сидит! Вообще ляпов в исходниках фильмов потрясающее количество!

Geometria.ru: Где ещё их заметили?

Игорь Лопатенок: Посмотрите сцену в «Волге-Волге»,
где Бывалов говорит классическую фразу «Алло, гараж? Заложите кобылу!» и выбегает на балкон. Возвращается в комнату он в другой рубашке. Более того, у него исчезают значок и ручка из нагрудного кармашка. Другая сцена: в начале фильма Стрелка и Алеша сидят под стогом сена и собачатся по поводу того, кто из них имеет большее отношение к музыке, и в это время количество значков на груди у Орловой меняется. То два, то один. «ГТО» и редкий «Готов к ПВХО». И так они меняются по ходу фильма. Ну, а если вернуться к «Офицерам», то мы там тоже чуть было не допустили ляпы. Очень тяжелой для колоризации оказалась сцена, где лошади скачут в дыму. Ещё немного – и у нас получилась бы фантасмагорическая лошадь Сальвадора Дали, у которой задние ноги красные, а передние синие. Мы долго возились с исправлением этой сцены. Пришлось повозиться и со сценой, которая снималась возле Ашхабада. Наши художники переусердствовали с цветом облаков. Они сделали их голубыми. Конечно, такое небо невероятно красиво смотрелось над рыжими, желтыми и зелеными холмами гор Копетдаг, Настоящий Рерих. Пришлось немного поубавить насыщенности небу и сделать облака сероватыми.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13649777.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13649762.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13649759.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657321.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657453.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657487.jpg ]

Geometria.ru: Вы хотели сделать неестественно
голубыми облака, ваши коллеги из Legend Film подарили героям фильма «Золушка» ярко-голубые глаза. Откуда у всех колоризаторов такая любовь к цвету неба?

Игорь Лопатенок: Сразу вспоминается песня
«Ах, эти синие глаза». В штате Legend Film не было режиссера колоризации, знающего русский язык, который смог бы проверить цвет глаз актеров, отсутствовал он, похоже, и в штате «Крупного плана», который заказывал эту работу, от решения которого зависят последние правки в цвет. Вот и перестарались. Знаете, как происходит процедура колоризации? Это очень кропотливый процесс. Весь фильм разбивается на сцены, они, в свою очередь, на кадры. Каждый из них раскрашивается вручную в определенный цвет. И если вы пропустили какую-то деталь в изображении, например, камера панорамирует, а у вас статичный дизайн-кадр, вы будете видеть начало кадра и не увидите его конец. Таким образом, там, где у вас камера подвинется, художник продакшена, который работает с компьютерными программами, присваивающими цвет, влепит туда что-нибудь такое, что будет ошибочно.

Geometria.ru: Так вот, почему в «Подкидыше» Раневская
пьет зелёный морс?

Игорь Лопатенок: Проблема с водой объясняется
проще. Дело в том, что Раневская проговаривает, с каким сиропом ей налить воды, а у нас при колоризации звука нет - мы работаем только с картинками. Кстати, похожая история произошла с ботиночками у нашей Наташи из «Подкидыша». Помните, когда она пропала, её брат, Юра, разыскивая её, бегал и спрашивал у всех: «Не видели здесь девочку в клетчатом платье и в серых ботиночках?» А у нас уже были готовы чудесные коричневые ботиночки. Мы исправили цвет. Та же история произошла в этом фильме с красным шариком. «Девочка, какой у тебя шарик?» «Красный!» А наши художники нарисовали его фиолетово-синим. Красивый, но неправильный. Мы исправили.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13654627.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13654626.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657498.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657515.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657549.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657838.jpg ]

Geometria.ru: И с волосами Наташи. Её все называют
«светленькой девочкой». Почему вы сделали её рыжеволосой?

Игорь Лопатенок: Волосы у неё не рыжие -
русые со слегка красноватым оттенком. Сравните ее с другой девочкой в фильме - та реально рыжая. А вот Фаину Раневскую мы сами сделали рыжей. Какой она была в исходной версии фильма, непонятно. Мы нашли фотографии, где Фаина была полностью седая. На других снимках она с чёрными волосами, но мы знаем, что она красилась, по-моему, раз пять в год. В итоге сделали её рыжей. Подумали, что так её увидела бы и режиссер Татьяна Лукашевич, да и характер у её героини, как у рыжей. Такие женщины обычно бывают себе на уме и держат мужа под каблуком. А если говорить про блондинок, то это самая большая проблема для колоризации. Легче всего сделать платиновый цвет. Он получается путем добавления синего в белый. Сложнее сделать натуральную блондинку. Дело в том, что светлые волосы сильно бликуют. Особенно в условиях плохого освещения. А в старых фильмах света было довольно мало. К сожалению, он не всегда ставился так, как это было нужно, чаще так, как получалось. Кстати, и светотеневые решения на лицах, какие, допустим, были в фильме «Летят журавли», сложно было бы колоризовать.

Geometria.ru: Значит «Летят журавли» никогда
не станут цветными?

Игорь Лопатенок:Да, это было бы сделать
очень сложно, если не сказать, что невозможно. То же самое и с Тарковским: он, как и Калатозов, любил поиграть с черно-белым цветом. К арт-лентам мы стараемся не прикасаться. Мы работаем с фильмами, рассчитанными на широкого зрителя. Нам важны не ценители, а хулители...

Geometria.ru: Игорь, в раскрашенной «Волге-Волге»
стало видно, что позади героев, сидящих за столом, не настоящий лес, а фотообои…

Игорь Лопатенок: Колоризация, к сожалению,
часто вскрывает огрехи оригинального произведения. Становятся заметны не только убогие декорации. В той же «Волге-Волге» примерно 20% крупных планов героя сняты не в фокусе, поэтому картинка слегка замыленная, размытая, и, к сожалению, этот эффект мы не можем исправить. Зато другие моменты нам подвластны. Грим для черно-белого кадра был слишком сильным, и лица, чтобы сделать их более светлыми, красили в жёлтый цвет. Мне пришлось восстанавливать их реальный цвет. Да, эта проблема существует.

Geometria.ru: Можно ли как-то завуалировать эти
проявляющиеся в цветных версиях огрехи?

Игорь Лопатенок: Можно, но имею ли я право
вмешиваться в то, что создавали другие? Колоризация – тонкий вопрос в плане права. Когда мы покупаем права на переработку или занимаемся колоризацией, мы ограничены законом об интеллектуальных правах собственности. Я не могу поставить вместо того, что хотел видеть в фильме режиссер, что-нибудь, что хотел бы видеть там я. Хотя это просто делается, на раз-два-три. Но нельзя, к сожалению. Зритель меня распнет. Возвращаясь к коллегам, вы же видели цветные «17 мгновений весны»? Лучше получилось? Я считаю, что хуже. Я привык к тому, что было у Лиозновой. И то, что паузы вырезали, и то, что картинке изменили формат, мне не нравится. Я считаю, что так глубоко вмешиваться в канву произведения, в его мясо и кости, они не должны были, несмотря на то, что купили у Лиозновой права. Я очень рад, когда молодая публика говорит: «О! Я и не знал, что этот фильм был черно-белым!» Приятно, когда начинают спорить на форумах: «Я видел в детстве цветной фильм «В бой идут одни старики». Разоблачите колоризаторов! Они просто нашли пленку!» Вот это для нас высшая похвала. С другой стороны, колоризация вскрывает и любопытные вещи, которые в черно-белом варианте были мало заметны. Так, зрители практически не обращали внимания на немецкий крест, который висел на шее у собачки в «Стариках». В цветном варианте его стало очень хорошо видно. Зритель не замечал в «Волге-Волге» и портрет Сталина с девочкой на руках. Теперь он виден в окно школы, возле которой дети водят хоровод вокруг Бывалого: Иосиф Виссарионович так внимательно на них взирает и улыбается.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13657591.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13657662.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13657660.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13657756.jpg ]
[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/13657769.jpg ]
[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/13657787.jpg ]

Geometria.ru: Вернёмся к ляпам в фильмах. В «Волге-Волге»
вы, по-моему, перепутали цвет флага на носу парохода?

Игорь Лопатенок: Да, это ключевая ошибка.
Мы с сыном, который работает вместе со мной, очень долго и кропотливо, руками, кадр за кадром, раскрашивали флажки. У нас там 14 эпизодов с так называемыми флагами приветствия, которые были на всех кораблях. Мы аккуратно, как в детективе, восстанавливали фразы, которые были на них написаны. И всё-таки ошиблись с флагом на носу парохода! К сожалению, не смогли найти в открытых источниках того времени флаги волжского речного или морского пароходства, которые помогли бы нам установить свет. Правильный флаг на носу волжского пароходства должен быть синим и белым. А он у нас – красный с желтым. Кстати, на рукаве у Орловой точно такой же флаг мы оставили в сером цвете. Просто не успели прокрасить. Это как раз была та ситуация, когда мы красили статичный кадр, а оказалось, что там движение.

Geometria.ru: В фильме «В бой идут одни старики»
без ляпов тоже не обошлось?

Игорь Лопатенок: Один ляп там все-таки проскочил.
Мы сделали полотенца – украинские рушники – зелёного цвета. Зато удалось избежать другого ляпа. Просветы в погонах стоили мне огромного количества нервов. Мы сделали их голубыми, а они должны быть цвета бордо. И мы переделывали 60% готового материала. Зато потом люди, которые разбираются в том, чем отличается форма полевая от повседневной, сказали: «Да, бросьте вы! Всё соответствует приказу!» И когда собралась вся поющая эскадрилья в Киеве на аэродроме «Чайка», в форме, сели на крыло самолета и сфотографировались, я увидел, что просветы на погонах - цвета бордо, и был счастлив. Были и другие ошибки, которые мы исправили. Долго мучались с цветом куполов в «Веселых ребятах». Фильм снимался в городе Камышине, там есть церковь епископальная. Она перестраивалась, менялись купола. В конце концов, мы сделали их зелеными, хотя изначально выкрасили их в золотой цвет.

Geometria.ru: Игорь, мы с вами поговорили про
ляпы в цветных фильмах. Их никто до нашего с вами разговора не замечал, а теперь обратит на них внимание. Не боитесь критики?

Игорь Лопатенок: Наоборот, это хорошо. Надо
об этом говорить. Нам особенно нравятся не ценители, а хулители нашего творчества. Мы очень внимательно читаем всё, что они пишут в Интернете по поводу наших ошибок. И мы рады за таких зрителей, потому что считаем, что они, разоблачая творца, становится причастны к его творчеству. И мы готовы предоставить таким зрителям еще больше информации о наших ляпах, чтобы подзадорить его и упрочить его интерес к нашим фильмам.

Евгения Заболотских, г. Москва
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев