Природа музыки: о чем разговаривали на международном фестивале искусств «Стрелка» в пакгаузах
GEO.PRO на самые значимые события города отправляет не только «глаза», но и «уши». С 28 июня по 3 июля первый раз в Нижнем Новгороде прошел как стихия Фестиваль искусств «Стрелка». Изнутри его послушала наш колумнист Настя Старых.
От редакции: все диалоги переданы дословно, мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
— Нет, Игорь, ты только посмотри, какая красота! Я вот сколько тут живу, точнее, мы живем, а хоть раз здесь были? Как будто в другой город приехали!
— Марин, не начинай, а? Тут кругом воспитанные люди, пальцем перестань показывать, пожалуйста. Стыдно.
28 июня по улице Стрелка идут под ручку пожилые пары, дети вокруг или на родителях, медийные лица сверкают красотой, серьезные мужчины в костюмах и дамы в бусах, депутаты, коммерсанты, стрит-арт-художники, студенты консерватории, сотрудники филармонии, номинанты премии «Инновация», зеваки, работники культуры, журналисты, технические специалисты и просто обычные люди разного возраста пробивают лучом энергии атмосферу сразу в космос — пакгаузы на Стрелке открыты и принимают у себя Международный фестиваль искусств «Стрелка».
Две недели назад город вдруг зашуршал, что на Стрелке, в пакгаузах, пройдет что-то небывалое:
1) вручение государственной премии «Инновация» — главной награды в области современного искусства в России;
2) международный фестиваль искусств «Стрелка» — звезды мировой оперы исполняют арии из опер Моцарта, Доницетти, Верди, Пуччини, Сен-Санса, Бизе, Чайковского, Оффенбаха, Чилеа, Римского-Корсакова, Глинки. И все это в сопровождении академического симфонического оркестра Нижегородской государственной филармонии имени М. Ростроповича и оркестра Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Под взмахи дирижерских рук и палочек Артема Абашева, Дмитрия Синьковского, Александра Скульского, Рената Жиганшина.
Кто-то несколько раз даже произносил имя Теодора Курентзиса в кулуарах. Его, конечно, не было. Но и так всё звучит настолько мощно, что аж страшно. Пакгаузы? Концерт? Опера? Симфонический оркестр? А как же дождь? Мы все умрем и замерзнем!
Но город в прямом смысле смел все доступные билеты (часть была распространена по социальной программе и среди работников культуры, студентов и учеников профильных государственных организаций). Так же случилось и с дополнительными концертами, которые за рекордные сроки организовали 2 и 3 июля. На следующий день после анонсов билетов не было.
До конца так никто из простых зрителей и не понимал (сайт фестиваля вообще нашли только избранные), что их ждет. А ждал их совершенно европейский подход в организации, когда всё просто, понятно, вольно и доступно. Можно стоять среди ажурных старинных пакгаузов, смотреть на город с непривычного ракурса, слушать оперу, наслаждаться вечером, городом, людьми. Выпить чай или кофе, никому не мешая. Укрыться пледом, сидя в зале, где всё снимают в сториз только стоящие где-то по краям организаторы и журналисты. Все остальные впитывают происходящее не через телефон. Просто погружаются в музыку. Фундаментальную и величественную классику, которая учит людей толерантности (так, кстати, Курентзис и говорит).
Вот недалеко от старинной разрушенной конструкции стоят уставшие от музыки женщины. Яркие платья, кудри, платочки на шее развеваются на ветру. Одна из них громко командует:
— Девочки, давайте ближе. Чтобы только лица.
Прижимаются лицами. Громкая бросает команду телефону, будто собаке:
— Снять!
Телефон и вспышка фиксируют момент. Одна из подружек говорит:
— Перешли мне. Отправлю дочке. Пусть хоть раз мне завидует. Она этого Бориса (речь о Борисе Рудаке, солисте Большого театра) любит больше меня.
Кроме звезд мировой оперы в тандеме со всем происходящим была природа. Дождь, ветер, облака, тучи, солнце в закате, изредка ясное небо — всё было будто частью пьесы. Природа вокруг сцены и зрительного зала, которые были организованы посреди бывшего ярмарочного пространства и порта, вступала с артистами и оркестром в дуэт — совершенная природа музыки и музыка природы. Молодая пара переговаривается шепотом во время выступления Надежды Павловой, заслуженной артистки России, лауреата национальной театральной премии «Золотая Маска»:
— А ты думаешь, тучи специально не стали разгонять, чтобы было так красиво?
— Не знаю, но ее голос порхает будто птичка среди всех этих облаков...
Рядом с парой сидит женщина в неровной красной помаде:
— А ну, тихо, не перебивайте музыку!
В официальном пост-релизе фестиваля говорится, что с 28 по 30 июня фестиваль (в том числе вручение премии «Инновация») посетило около 3000 человек. С учетом дополнительных концертов — еще больше. Это очень важный прецедент для того, чтобы понять: можно так, а не Доминик Джокер на Дне города.
После второго концерта я отправилась пешком до остановки. Хотелось осмыслить происходящее. На остановке сажусь в 71 маршрутку. Напротив меня сидит дама в строгом вельветовом костюме с маленькой девочкой на руках. Женщина улыбается, приложив голову к уже ночному окну. Девочка дремлет. Кондуктор спрашивает: «А что это там всё светится?»
«Классика, природа и справедливость», — говорит женщина. Кондуктор понимающе кивает.
Отрываю взгляд от женщины и провожаю взглядом пакгаузы через немного грязное окно: если бы в свое время пакгаузы не сохранили через скандалы и реальную борьбу, ничего этого не было бы. А на Стрелке, среди этого фестиваля и одухотворенных людей есть ощущение, что тебя наконец-то развернули к городу лицом. Как говорят организаторы, у них большие планы на развитие этой территории именно в культурном плане, а премия «Инновация» в ближайшие годы точно будет проходить в Нижнем Новгороде.
____________________________________________________________________________
Если вы, как и те, кто в свое время остоял пакгаузы, хотите повлиять на развитие культуры в городе, можно попробовать оставить заявку на сайте «Проектов 800» или проголосовать за проект, который уже кто-то предложил: https://hr.government-nnov.ru/ru-RU/project800/default/index?categoryId=1