У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Профиль фотографа: Евгений Шамшура

21.08.2020

Запускаем рубрику, посвященную фотографам из Нижнего Новгорода. 

Будем рассказывать о тех, о ком нам самим было бы интересно почитать.

Первым делится своими интересами, ценностями и опытом – Евгений Шамшура, один из самых известных наших коллег. Он мог стать медицинским представителем, но вот уже одиннадцать лет не расстается с камерой. За это время он провел сотни съемок в разных уголках планеты. Позиционирует себя в первую очередь как семейного фотографа.
«Я хочу делать для людей историю», – говорит он. И в этой фразе мы видим главный принцип сегодняшней работы Жени.


О путешествиях

Путешествия развивают человека. К примеру, почему Артемий Лебедев такой крутой и умный? Не потому, что он таким родился, а потому что он много смотрит. Он побывал во всех странах мира, во всех! Его нейронные сети настолько развиты, его голова, его ассоциативный мозг — это просто нечто! Я прохожу курс доктора биологических наук Вячеслава Дубровина по развитию мозга и сейчас могу сказать, почему мы, допустим, плохо видим, пытаюсь с точки зрения физиологии понять, почему мы воспринимаем по-разному цвета, мне это интересно. Нервная система удивительная. Какие ассоциации с рождения строятся, то и будет нравиться человеку, в том числе та или иная страна.

У меня на первом месте Исландия, потому что там на маленьком клочке земли собралось невероятное количество красоты. Буквально каждые сто километров у тебя будет захватывать дух и повышаться уровень дофамина. К концу путешествия ты просто устанешь постоянно говорить: «Господи, как тут красиво! Хочу существовать тут, в этой среде». Если в других странах, например, в Швеции, Финляндии, ты будешь говорить это через каждые 500 километров, да еще нужно найти это место, то в Исландии это будет действительно суперчасто. Второе место — это Новая Зеландия. Третье — Южная Америка, скорее всего, Перу. Это такая страна, где сначала просто едешь и не особо всему удивляешься, но зато общее впечатление от поездки получается концентрированным и громким.

О съемке свадеб

Я не стремлюсь сейчас снимать свадьбы, хотя вначале было крайне тяжело психологически отойти от этого рода деятельности. Когда видят человека в инвалидной коляске, часто с ним не хотят контактировать, боятся. Я даже думаю, что лет пять назад у меня самого были бы такие сомнения, дискомфорт, и это нормально. Но вот, например, в начале этого года я снимал свадьбу, и очень благодарен ребятам, потому что было настолько психологически комфортно – никто из гостей вообще не обращал на меня внимания, я прямо почувствовал себя человеком. Естественно, на свадьбе есть масса моментов, с которыми я просто не справляюсь физически, поэтому я работаю с командой. В следующем году едем снимать одну пару на зимний Байкал.


Об обработке фотографий

У меня больше 60 приложений на телефоне. Я для своего онлайн-курса записал ребятам обзоры на каждое из них, они все абсолютно разные! Кто-то дает интересные блики, другие — перспективы, третьи хорошо замазывают, у четвертых хорошо liquify работает… VSCO, конечно, стоит на первом месте. У них хорошие фильтры, лучшие, удобные, я к ним очень привык. Я пользовался другими, но уже не то. По сути, каждое обработческое приложение имеет какие-то фильтры, ты привыкаешь, и у тебя появляются любимые, наиболее часто используемые.


О важности света

Нужно понимать, что обработка совершенно не гарантирует качественного материала. Очень важен свет. Фактически только он и важен. Если света нет, то какая бы обработка ни была, она не спасет ситуацию. Если я при обработке вижу, что на фотографии плохой свет, я даже не трачу время и нервы, чтобы сделать из нее конфетку, в топку её, принципиально. Я делал один проект, групповую семейную фотографию, там собралось 25 человек. И я его неправильно снял, с неправильным светом, с неправильным фокусным расстоянием, я потратил огромное количество времени на обработку и до сих пор обрабатываю, буквально каждый миллиметр, просто потому что я изначально снял не так. Если бы я подготовился лучше (а я готовился к этой фотографии!), все было бы проще. Недавно снимал друзей, девять человек, взял тот свой опыт и в результате сделал фотографию буквально за час, и она получилась идеальной. Ребята повесят большой портрет дома, и будет круто.

О хороших фотографиях

Я всегда смотрю на глаза — если мы говорим про портреты, репортажи. Я смотрю на эмоции. По ним я могу сразу сказать, хороший это фотограф или… начинающий: видит он эмоции и свет или просто общую композицию. По мне, фотография должна существовать во времени, она не должна умирать. Многие фотографы ее убивают тем, что делают на один раз, отработал и забыл. Та же свадебная фотография почему интересна для меня: это история! По ней можно рассказывать о семье через поколения. То есть человек может посмотреть на фото, увидеть, как красиво было, но эмоциональной составляющей, которую он будет переживать через 20 лет, там нет. А моя задача в том, чтобы можно было переживать моменты заново. Вот эмоции бабушки, вот ребенок подсматривает выездную регистрацию, вот официант споткнулся… Эти кадры будут интересны спустя и 50, и 150, и 200 лет. Такие моменты показывают не просто красоту дня. Осознанность профессионалов проявляется в том, что они показывают ценность свадьбы.

О провалах

Самый грандиозный — у меня украли свадьбу! Те ребята-заказчики, они потрясающие! Они тогда не дали мне закончить карьеру, сорваться и уйти в депрессию. Депрессия, конечно, все равно была, потому что за восемь лет я не потерял ни одной сьемки. У меня было сразу три бэкапа всегда. И тут пропала не то что маленькая портретная часовая сьемка, а целая свадьба! Гонорар был в районе 70 тысяч плюс оплата ассистентам, я здорово угорел. Я им сообщил не в день пропажи, а только через две недели, когда уже всё обыскал и смирился с ситуацией. Они меня утешали, а ведь будь на их месте другая пара, все могло бы закончиться по-другому. И своим отношением они мотивировали меня продолжать искать. Это невероятно, но спустя три года я ее нашел!


О самой дорогой работе

В последний раз была всего одна групповая семейная фотография. Это самая дорогая моя работа: одно фото – 35 тысяч рублей. Я делаю ее уже полгода, довожу до идеала, чтобы ребята могли повесить ее на стену в формате метр на метр, огромную, чтобы она стала семейной реликвией, чтобы существовала 100, 200, 300 лет. Потому что она очень сложная в плане символов, архетипов людей, там есть дети… Я хочу, чтобы их праправнуки могли взять эту фотографию и понять о каждом конкретном человеке, кто он, чем занимался, что любил, кто главный в семье. Это не просто фото, это история. И к этому я стремлюсь сейчас — снимать такие портреты. Я не фотограф, я режиссер всего этого действия. Мне это очень интересно. Ты соединяешь разрозненные компоненты, говоришь о различных образах, о том, как нужно одеться, как сидеть, как стоять, рассказываешь про символы, руководишь светом. Я в будущем вижу себя вот в таких сьемках. Я хочу делать для людей историю, чтобы об этих снимках вспоминали через 100 лет. Меня навел на эту идею мультфильм «Тайна Коко», там главная мысль — помнить о предках. Как раз для этого я и хочу делать такие портреты, большие, глобальные, добавлять какие-то вещи. Например, иногда на старых картинах можно увидеть курицу. Почему художники добавляли курицу? Потому что она была символом жизни. Кто-то добавлял гитару — это означало любовь. Попугай — это зацикленность действия. Мы смотрим на картину и можем рассуждать. И вот те семейные фотографии, которые я сейчас делаю, они с таким же посылом — чтобы потомки могли взять фото и понять, что это были за люди. Это будет дорого, эта фотография будет одна, только одна. Но она будет состоять из пятидесяти других. Потому что я не просто всех поставил и рассадил, нет, так невозможно сделать. Мы берем троих человек, снимаем только их, потом еще пятерых, снимаем их и так далее. Потом компонуем, и получается то самое, идеальное. Эту фотографию ты не просто смотришь одну секунду, ее можно рассматривать очень долго, искать интересные символы, детали, решения по композиции, по свету. Со мной будет работать профессионал по свету. Будет психолог, который займется только символами, он будет изучать семью, расспрашивать, работать с людьми, чтобы понимать, кто они, что им нравится, что они любят, чтобы показать это на фотографии. Это будет просто суперинтересная штука, в России я не знаю ни одного человека, который этим занимается, и я хочу быть первым. Я сначала поэкспериментирую со своей семьей, нас много, человек пятнадцать. До сьемки еще почти месяц, а я уже анализирую каждого члена семьи, стараюсь понять, как выстроить свет, символы. Это очень интересно.

О наградах

«Та самая» награда в сфере фотографии еще не пришла ко мне. Наверное, это моя ошибка — не ценить всё то, что заслужил и заработал. Да, есть радость, но чтобы гордиться сильно — такого нет.

WordPressPhoto, номинация за фото на айфон, я даже есть в стоке… Но мне это неинтересно. Пропало такое желание, гонка за чем-то. Пять лет назад мне это было важно, я прямо стремился, а теперь настолько спокойно к этому отношусь… Тут еще моя болезнь становится индикатором — стоит понервничать, становится хуже. Я стал слушать свой организм, стал более внимательным. Самая достойная награда для меня – семья, это самое важное.


  

Блиц

Чай или кофе:

Кофе.

Приносят радость:

Встречи с друзьями.

Стоимость часа работы фотографом:

Восемь тысяч рублей.

Guilty pleasure:

Пить кофе, курить айкос, есть печенье-улитки.

Главный совет путешественникам:

Брать с собой удлинитель на много розеток.

Камера, GoPro или телефон:

Телефон.

iPhone или Android:

iPhone.

Про какого нижегородского фотографа тебе было бы интересно прочитать:

Про Марию Струтинскую 

Последнее фото, которое понравилось:


Евгений Шамшура

Личный аккаунт Instagram 

Фотошкола 

Патреон


Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним