У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Rock is dead?...

22.07.2010
Рок-музыка – явление для человечества
почти такое же значимое, как изобретение колеса или первый полет в космос. Явление, приносящее миллиарды долларов прибыли, и уносящее десятки жизней людей, которых мы называем гениями. Явление, давшее возможность парню с гитарой стать известнее любого президента. Явление, резонанс в обществе от которого сравним с падением берлинской стены или залпом «Авроры».

Так в чем же феномен рок-музыки? Каким образом
«музыка протеста» оказала такое влияние на современную культуру и социум? Эти вопросы измусолены музыкальными публицистами сотни раз, дискутировать по ним можно столь же долго, сколько слушать дискографию Rolling Stones. Но подвести некоторые итоги можно. Чем предстал для нас рок, перешагнув порог нового тысячелетия? Можно ли говорить о том, что музыка с полувековой историей изничтожила себя, оставив доживать свой музыкальный век лишь признанных динозавров, гитарных героев прошлого. Настолько ли все плохо? И что ждет нас впереди?

Что ж, постараемся разобраться, но для начала
проведем небольшой экскурс в историю. Итак,  50-е годы прошлого века. Блюз, музыка угнетенных чернокожих парней, способных несложными гитарными ходами заставить ваше сердце обливаться кровью, постепенно трансформируется в рок-н-ролл (вообще, я не припоминаю такого стиля музыки, в котором ребята с темным цветом кожи не оставили бы ощутимый след). Чак Берри одним из первых делает шаг в сторону, закладывает основы рока. Пройдет совсем немного времени и вот за популяризацию рок-н-ролла берется Элвис Пресли. Получив еще при жизни прозвище «Король», разбив миллионы женских сердец, он обрекает будущие поколения на какой-то маниакальный фанатизм: его пластинки расходятся безумными тиражами и по сей день, а сам Элвис – самый продаваемый музыкант современности. Знамение в лице Элвиса дает людям осознание того, что парень с гитарой - тренд № 1 на десятилетия вперед. По обе стороны океана рок захватывает умы талантливых.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10958276.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958278.jpg ]


В 1960-х Британское вторжение под предводительством 
The Beatles, огнем и мечом проходится по Америке, завоевывая для Англии право называться «Колыбелью рока». Реакция Соединенных Штатов незамедлительна: всего за несколько лет никому не известный паренек Джимми Хендрикс вынуждает самого Эрика Клэптона снять перед ним шляпу. Своими блюзовыми импровизациями Хендрикс показывает всему миру, на что способен шестиструнный инструмент. Терзая гитару зубами, поджигая ее, делая слайды локтями, он дает понять, что рок-концерт – это настоящее шоу. Но, в отличие от наших современников, эпатаж для Джимми никогда не стоит выше самой музыки. Культовость фигуры Хендрикса заключается также в том, что он одним из первых последует закону рока «Живи быстро, умри молодым». Вслед за ним - Джим Моррисон, лидер The Doors. Начинают уходить люди, которых позже назовут иконами рока, а в обществе рок-музыка все прочнее ассоциируется с наркотиками. Психоделический рок переживает расцвет.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958286.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958281.jpg ]


История развивается все быстрее: каждое
десятилетие несет в себе что-то новое и знаковое. Семидесятые рождают хард-рок, более жесткую и агрессивную музыку, с главными представителями - Led Zeppelin и DeepPurple. Параллельным курсом идет прогрессивный и арт-рок, музыка для эстетов и интеллектуалов. Сложная архитектура песен Pink Floyd и King Crimson показывает, что нет предела совершенству звука. Древо рока ветвится, а команды множатся. И где-то в Бирмингеме, индустриальном городишке (по иронии судьбы - центре английской металлической промышленности) появляются Black Sabbath, пророки метала, и, пожалуй, самая гонимая обществом группа. Сколько знаковых групп и личностей принесли 1970-е - не счесть. Таланты, взращенные на ЛСД, легких и не очень наркотиках, оставляют после себя наследие, которое на весах рока весит тысячи тонн в гитарном эквиваленте. И примерно столько же в валютном.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10958297.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10958307.jpg ]


Но всю красоту арт-рока и музыкальное мастерство
хард-рока аннулируют панки. Социальный протест и аскетичное инструментальное сопровождение в исполнении людей, в первый раз взявших в руки гитару, повергает публику в шок. Впрочем, слушатели очень быстро встают под знамена панковского нигилизма. Социально неблагополучная молодежь моментально провозглашает своим лозунгом высказывание Пьера Жозефа Прудона «Анархия - мать порядка» и направляется покупать барабанные палочки в ближайшем магазине музыкальных инструментов. Феноменально быстро портреты Sex Pistols и The Ramones становятся самыми часто печатаемыми рисунками на футболках, а сейчас в любви к этим группам признается каждый второй музыкант.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958351.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958361.jpg ]


Тем временем, агрессия перерождается в
метал, ознаменовавший 1980-е. Виртуозный стиль исполнения требует запредельной техники и скорости от музыкантов, а тяжесть звука существенно влияет на гонорары команд. Metallica, Megadeth и Slayer, пожалуй эта образцовая тройка, вместе с ямщиком Осборном до сих пор являются лучшими представителями тяжелого метала. Каждый их новый альбом ждут тысячи людей по всему мира, ведь любое из этих имен на обложке – знак качества.

Под звуки металла приходят 90-е - время депрессии
в роке. Группа Nirvana ставит саморазрушение во главу угла, Курт Кобейн становится настоящим идолом для молодежи. После его самоубийства поклонники творчества музыканта как завороженные начинают сигать с крыш домов и править бритвой вены. Тем временем группа Korn, еще один апологет депрессивной лирики, уже возрождает метал. Лидер Korn Джонатан Дэвис открывает дорогу многим молодым группам, среди которых особого успеха добивается Limp Bizkit.

[ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10958368.jpg ] [ http://files.geometria.ru/pics/thumbnail/10958377.jpg ]


Конец 1990-х, появление Slipknot, 9 фриков в масках,
играют музыку, которая ассоциируется у многих со словом «агония». А волна ню-метала уже накрывает мир рок-музыки. К слову метал начинают лепить непроизносимые приставки, стили мешаются, рок становится непохож сам на себя….

Сколько раз у меня в голове крутилась мысль
о том, что все закончено, единственное, что остается - слушать альбомы тридцатилетней давности. Среди бесчисленных групп, которыми сейчас переполнена рок-сцена, лишь единицы понимают, в каком направлении нужно двигаться. С моей точки зрения, команды, чьи взгляды устремлены к корням, представляют собой единственную надежду на светлое будущее. Инди-сцена – вот тот плацдарм, откуда произойдет следующий скачок рока. Но куда? Возможно, что в пропасть.… Всю возможную музыку уже переиграли, изобрести что-то действительно новое становится все труднее. Конечно, есть весьма достойные музыканты, но нет харизматичных личностей порядка Сида Вишеза или вокалистов, гениальных как Роберт Плант. И, наверное, не будет. Потому что сейчас главное - количество, а не качество. Шквал альбомов, выпускаемых группами-однодневками, едва ли стоит нескольких аккордов, извлеченных Хендриксом на фестивале Вудсток. Открывая для себя новую талантливую группу, я боюсь, что они распадутся на следующей неделе. Жизненные бытовые обстоятельства музыкантов сейчас все чаще берут верх над творческим порывом. Оскал с лица рока стерт, и романтизировать образ жизни рок-музыканта уже не удастся. Общество стало толерантным, пропали опасения по поводу громкой музыки. Теперь это всего лишь часть современной культуры, не более. Фронтменов, имеющих гедонистические взгляды на жизнь поубавилось. Что ж, такие времена, такие нравы.

[ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958481.jpg ] [ http://files2.geometria.ru/pics/thumbnail/10958484.jpg ]


Рок всегда очень чутко реагировал на социальную
обстановку. В новый век он шагнул под крики калифорнийских панк-рокеров о том, что Буш – не самый адекватный политик в мировом сообществе. Быть политически активным сейчас вообще модно. За громкие заявления, звучащие в песнях, в тюрьму уже не сажают. Дух авантюризма в роке пропал. Нет азарта. Рок-звездой сейчас называют каждого второго молодого человека, который взял в руки гитару и встал у микрофона. Известность к музыкантам приходит быстро, а уходит еще быстрее. Как мотыльки, пролетающие над костром современного шоу-бизнеса, они сгорают, оставляя после себя лишь пыль. Странная тенденция, ведь современные музыканты находятся в более выгодном положении, нежели их предшественники: сколотить группу, подписаться на лейбл, записать альбом и распространить его сейчас намного проще, чем 20-30 лет назад. Свобода творчества обернулась потерей качества.

Но и слушатель стал капризней. Весомой
причиной этого является всеми любимый интернет. Если раньше, чтобы заиметь в своей коллекции дискографию любимой группы, нужно было выложить кругленькую сумму или переписать ее у более состоятельных друзей, то сейчас заполучить ее – вопрос тридцати минут. Девальвация музыки, как, впрочем, и информации произошла стремительно. Вспомните, как десять лет назад вы пытались вслушаться в каждую ноту песни кумира, а сейчас в Winamp «мотаете» через одну песни «новых Led Zeppelin». Конечно, так быстро и просто получить новый альбом любимой группы, не выходя из дома, безусловно, здорово, но двоичный код все равно не заменит купленный диск или пластинку. И дело отнюдь не в качестве записи. Что ж, мы живем в веке нанотехнологий и с этим, по-видимому, придется смириться.

Ну так что, рок мертв? Нельзя ответить на
этот вопрос однозначно. Я все больше склоняюсь к положительному ответу. Лишь несколько групп сдерживают меня от того, чтобы сказать «да». Mars Volta, ArcticMonkeys, The Racounters, вот имена, которые первыми приходят на ум. И я надеюсь, что они не распадутся под давлением современного шоу-бизнеса, продолжат развиваться. Взять все лучшее из богатой истории рок-музыки, получить свой неповторимый стиль, подкрепленный композиторским талантом и исполнительским мастерством – это то, что требуется для возрождения этой великой музыки. Пускай это звучит не слишком просто, но это работало ВСЕГДА. На деле следовать этому рецепту и не перепутать ингредиенты на современной сцене могут от силы человек десять, не считая ветеранов. В любом случае, ничто не вечно, трансформация неизбежна. Музыка меняется и не стоит на месте. И пока у нас есть гитары, надежда еще теплится в душе. Никто не знает, что ждет рок впереди, возможно мы будем слушать музыку случайно генерируемую для нас роботами. А сейчас нужно упираться и не давать погибнуть рок-н-роллу, искать новые пути развития. Нельзя сложить оружие перед «потребительской» музыкой. Отступление означает смерть. Ведь окончательно сдавшись, придется произнести: Rock is Dead…

Photo by: Beeld en Geluidwiki - Gallery: Hoepla; http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/LedZepMontreaux.jpg;
[ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/LedZepMontreaux.jpg; ] Tim Duncan; Helge Øverås; P.B. Rage; Gamerscore Blog
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев