У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Шоу-бизнес выходит на панель…

15.02.2011
Вот уже в шестой раз с 3 по 6 февраля город
Сочи принял в свои лазурные объятья зимнюю музыкальную конференцию (SWMC 2011). Более тысячи представителей клубного шоу-бизнеса собрались в самом сердце Сочи в респектабельной гостинице «Маринс Парк Отель» для обсуждения насущных проблем в шоу-бизнесе, клубной культуре и молодёжной политике.    Наших организаторов и участников можно было угадать сразу. Синие куртки, сумки, бейджики и браслеты, которые были сделаны только под мужскую руку, с бирюзово-лазурными логотипами были видны издалека и легко угадывались всеми жителями Сочи. Сама гостиница на несколько дней тоже преобразилась и полностью доверилась конференции, которая уверенно и по-доброму проникла во все её залы, фойе и коридоры. Здесь практически круглосуточно, ненадолго затихая в утренние часы, звучали голоса директоров ведущих радиостанций, клубов, музыкальных лейблов, промоутеров и музыкантов, а также рояля, вокруг которого собирались истинные знатоки музыкального шоу-бизнеса (ведь музыка всё равно важнее, сколько бы о ней не говорили!). В этом многоголосии можно было узнать не только все секреты шоу-бизнеса, но и познакомиться с его «акулами», которых здесь было большинство.
После регистрации участников и непродолжительной
пресс-конференции организаторов для ведущих телеканалов России, 3 февраля состоялась preparty конференции в клубе «Небо», которое вызвала удивление и небольшое разочарование. Выступавшие в тот день диджеи каким-то странным образом представили своеобразный «музыкальный шведский стол», состоящий из нарезок хаотично сменяющихся хитов прошлого века: от диско-хитов до рок-шлягеров. Тогда как большинство участников, приехавших на конференцию из разных городов нашей необъятной России, жаждали чего-то нового. Все достаточно быстро стали расходиться в надежде на насыщенную анонсированную программу, которая была расписана на два дня плотного графика.
4 февраля состоялось официальное открытие
конференции, и начался серьёзный диалог о судьбе и современном состоянии музыкального шоу-бизнеса.
Основной тон конференции задал генеральный
директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов, и, как в полифоническом произведении, он в одном докладе сумел обозначить несколько генеральных тем, которые участники развивали в течение нескольких дней, пытаясь привести все обсуждения к заключительному мажорному аккорду. Евгений Сафронов долгие годы занимается точной статистикой и социологическим анализом музыкальной индустрии, поэтому его выступление ждали с нетерпением. Обычно его прогнозы неутешительны, однако наряду с конструктивной критикой он всегда обозначает пути выхода из сложившейся ситуации.
В этом году генеральной темой его выступления
стал призыв реанимировать российскую музыкальную индустрию. После которого все деятели музыкального шоу-бизнеса приглашались на панель, где каждый выживал, как мог. (Под панелью следует понимать введённый организаторами термин одновременного общения примерно 5 докладчиков с участниками конференции. Во время дневной программы конференции панель обновлялась каждый час, состав докладчиков не повторялся.) «Шоу-бизнес – это бизнес показа! Это зрелище!» – одно из основных положений, которых пытался донести до участников конференции Евгений Сафронов.
Российская музыкальная индустрия является
отражением современного состояния жизни и всех процессов в целом. Поэтому, к сожалению, в сравнении с предыдущим годом, она всё более наполняется продуктами Западной Европы и Америки, стирая тем самым идентичность русской культуры. В целом современный слушатель получает около 52,94% иностранной музыки (согласно статистике официально выпускаемых релизов).
На рынке собственных музыкальных продуктов
– засилье хитов и артистов прошлого века (около 70% от общего числа музыки, звучащей, например, на дискотеках). Формулой успеха, по мнению Евгения Сафронова, становится «тупой бит диджея плюс старая песня». Можно только подивиться лености современных диджеев, которые и без того привыкли использовать уже готовые музыкальные продукты. Однако плейлисты диджеев уже в ближайшем будущем начнёт контролировать РАО (Российское Авторское общество), и возможно, только после этого количество псевдодиджеев может сократиться, так как за использование чужой музыки надо будет платить отчисления авторам, и это может повлиять на рост авторской музыки.
Артистам и композиторам сейчас достаточно
тяжело. Они поставлены в тяжелые рамки музыкального бизнеса. Радиостанции не хотят платить за использование их музыки на радио, наоборот, с них берут и снимают сливки. В связи с появлением новых компьютерных технологий продажи физических носителей (CD и DVD) продолжают падать, при этом цифровые продажи (Интернет и мобильные форматы) немного растут, но суммарная динамика не внушает оптимизма. По-прежнему выгодно заключать договора лишь на рингбэктоны (мобильный RBT – 80%), так как «сотовые сети под колпаком у правоохранительных органов», и, следовательно, будут авторские отчисления, хоть маленькие, но будут точно.
Музыкантам и представляющим их компаниям
невыгодно выпускать диски большим тиражом. «Эпоха физических носителей завершается, объёмы розницы и дистрибьюции сокращаются в разы, сегмент рынка перестаёт быть перспективным и инвестиционно привлекательным» (Е. Сафронов). Нет смысла часто снимать клипы, так как они создаются лишь для того, чтобы поддержать продажи дисков. А сама по себе трансляция клипов на телевидении также стоит больших денег. Если ситуация не изменится, то в России интересных и оригинальных артистов будет всё меньше и меньше, а музиндустрия будет выкручиваться только за счёт старой или зарубежной музыки.
К отрицательным явлениям современности,
по мнению Евгения Сафронова, можно также отнести отсутствие «саморегулируемой организации в музыкальной индустрии». Общество управления коллективными правами слабо развито, сейчас можно наблюдать хаос в его работе. Однако, РАО уже пошло по клубам, гостиницам, санаториям и т.д. с требованием выплатить отчисления за использование авторской музыки. Это примерно 5% от доходов мероприятия. В тоже время РАО не выступает с инициативой заключения договоров с авторами. Поэтому деньги собирают, но до авторов они не доходят. Интересно, куда они идут? И кто их получает?
На эти вопросы попытался ответить директор
экспертно-аналитического департамента РАО Аркадий Туркин, но вразумительного ответа мы так и не услышали. Свой доклад он выстроил на анализе особенностей построения правовых схем взаимодействия автора и его представителя (продюсера, музыкального лейбла и музыкальной компании). Дав несколько дельных советов, он обратил внимание на то, что право – это сложный процессуальный аппарат, который сформулирован на русском языке. Он также использовал новые термины – это авторы легалы и нелегалы, то есть те, кто заключил или не заключил договора с РАО. Жаловался, как им трудно со всеми нелегалами, а их немало. Например, песню создаёт не один человек, а несколько: есть автор слов, автор музыки. К тому же хочется проконтролировать и заключение всех договоров с директорами, продюсерами, клубами и т.д. В общем, скоро бланков договоров будет гораздо больше, чем самой музыки.
В таких условиях, чтобы не пропасть в правовом
водовороте шоу-бизнеса, всё же удобно доверять свои права рекорд-компаниям, которых у нас становится всё меньше. Остаётся надежда, что они работают качественно, отстаивая не только свои, но и интересы русских артистов и музыкантов. Например, такое впечатление произвел генеральный директор «EMI Russia» Сергей Балдин, достаточно грамотно и чётко обрисовавший правовое поле всех участников, создающих и контролирующих музыкальный продукт.
В этом году все участники почувствовали
новую волну – это появление важных для современного состояния России вопросов об идентичности русской музыки, о её уникальности и неповторимости. Эта линия наиболее рельефно просматривалась в самом начале конференции, когда выступали представители Оргкомитета «Сочи 2014», департамента культуры Краснодарского края, проектов Российского Союза молодёжи.
К сожалению, русскость угасала по мере
проникновения её в клубную культуру. Редкие вопросы зачастую ставили в тупик докладчиков, котореы, как и большинство клубных деятелей росли в условиях дефицита и западно-американского фетишизма (начиная с жвачки и заканчивая образом жизни). Например, главный редактор журнала «Time Out Moscow» Игорь Шулинский долго, гордо и витиевато-надменно рассказывал историю своей музыкальной молодости, поясняя, какие идеи витали в воздухе и какие фрукты созревали вместе с ним, пробивая кулаками (и не только!) себе дорогу. Он взахлёб хвалился уникальной идеей создания обложки для одного из первых номеров журнала «Птюч», где изображён обнажённый мужчина с бумажным листом, прикрывающим вы сами догадались, что. Однако он утаил, что заимствовал данный образ у Ричарда Гамильтона с картины «Так что же делает наши жилища такими особыми, такими привлекательными?», упростив замысел основателя поп-арта до минимума. Хотя ассортимент собственных товаров в России в то время был тоже большой, но, наверное, хотелось привить людям зависть ко всему импортному и обосновать кучу неформальных молодёжных движений, стирающих индивидуальное лицо, заменяя их масками хиппи, панков, металлистов, готов и так далее.
«Девятый вал» разразился на третий день
конференции при обсуждении проблем клубной индустрии, когда в зале появились представители госнаркоконтроля и пожарной безопасности. Региональные представители договорились о следующем: надо демпинговать высокую стоимость зарубежных артистов; работать рука об руку с госнаркоконтролем и официальными структурами; внедрить в практику единый всероссийский электронный билет; в Москве и Санкт-Петербурге проводить акции мировых брендов, а в регионах продвигать московские и питерские бренды, при проведении которых важно опираться на создание промокоманд; необходимо сегментироваться; надо научиться наступать себе на горло в угоду публике; с вокалистами и живыми артистами шоу создавать гораздо легче (следует отметить реакцию публики на выступление в клубе «CIRCUS» DJ Kolyа & Matuya с великолепным британским певцом Peyton – это из серии того, что остаётся в памяти навсегда); нужно научиться продавать эмоции, создавая психоделический цирк (например, уникальное выступление DJ Павла Воли & Тима Иванова); важно готовить плейлисты исполняемой музыки на мероприятиях, так как РАО уже идёт по клубам!
Параллельно с глобальными разговорами,
не спеша, удивляясь и хвастаясь, общались друг с другом участники технической лаборатории школы AUDIO, обсуждая последние новинки оборудования для диджеинга и создания качественного трека. Музыкальные инструменты будущего демонстрировали вечером в клубе «НЕБО».
В целом конференция оказалась настолько
масштабной и интересной, что возникало ощущение, что надо обязательно успеть везде, а ведь дневная программа проходила одновременно в четырех местах. И везде нас ждали люди, стремящиеся поделиться своим опытом.
Но по мере того, как проводились небольшие
акции от Marlboro и Miller, и накапливалась приятная усталость от посещения разнообразных сочинских клубов с уникальной программой для участников конференции, что-то забывалось, голоса потихоньку затихали.
Разъезжаясь по своим городам, каждый, тем
не менее, увозил ответы на давно мучавшие вопросы, которые теперь, возможно, решатся положительно. Ведь должны же появиться силы, способные реанимировать российскую музыкальную индустрию.
Символично, но всё это время в Сочи шёл
проливной дождь, который заставлял задумываться о чём-то более важном...

P.S. К сожалению, уже не суждено будет воплотиться
планам Евгения Орлова (промо-группа «Digital Emotions»), трагически погибшего в последний день конференции. Море шоу-бизнеса буквально забирает жизни!

Специально для Geometria.ru
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним