У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Смотрящие в перископ. Запись пятая. 4D кино

20.05.2011
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14928088.jpg ]

Запись пятая.
1932г. «Ощущальный фильм».
Наше время. 4D-кино.

«Свет погас; из мрака встали жирные огненные
буквы: ТРИ НЕДЕЛИ В ВЕРТОПЛАНЕ. СУПЕРПОЮЩИЙ, СИНТЕТИКО-РЕЧЕВОЙ, ЦВЕТНОЙ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ ОЩУЩАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ. С СИНХРОННЫМ ОРГАНО-ЗАПАХОВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ.
- Возьмитесь за шишечки на подлокотниках
кресла, - шепнула Ленайна. - Иначе не дойдут ощущальные эффекты.
Дикарь взялся пальцами за обе шишечки.
Тем временем огненные буквы погасли; секунд
десять длилась полная темнота; затем вдруг ослепительно великолепные в своей ещественности - куда живей живого, реальней реального - возникли стереоскопические образы великана-негра и золотоволосой юной круглоголовой бета-плюсовички. Негр и бета сжимали друг друга в объятиях.
Дикарь вздрогнул. Как зачесались губы!
Он поднял руку ко рту; щекочущее ощущение пропало; опустил руку на металлическую шишечку - губы опять защекотало. А орган между тем источал волны мускуса. Из репродукторов шло замирающее суперворкованье:"Оооо"; и сверхафриканский густейший басище (частотой всего тридцать два колебания в секунду) мычал в ответ воркующей золотой горлице: "Мм-мм". Опять слились стереоскопические губы - "Оо-ммм! Оо-ммм!" - и снова у шести тысяч зрителей, сидящих в "Альгамбре", зазудели эротогенные зоны лица почти невыносимо приятным гальваническим зудом. "Ооо..."
Сюжет фильма был чрезвычайно прост. Через
несколько минут после первых ворковании и мычаний (когда любовники спели дуэт, пообнимались на знаменитой медвежьей шкуре, каждый волосок которой - совершенно прав помощник Предопределителя! - был четко и раздельно осязаем), негр попал в воздушную аварию, ударился об землю головой. Бум! Какая боль прошила лбы у зрителей! Раздался хор охов и ахов..»

Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»

Сразу отмечу - Олдос Хаксли в своём произведении
«О дивный новый мир» предсказал не только появление 4D-кинотеатров, но и в целом предопределил развитие человеческой цивилизации в ближайшие сто лет. Я не знаю ни одного произведения, в котором с такой точностью описывалась бы атмосфера современного мира. Конечно, этот роман – антиутопия, и многие вещи, имеющие место быть в наше время, подаются очень жёстко, сатирично, обнажаются самые негативные стороны действительности, но ведь у Хаксли и не было цели писать объективно, предсказывая будущее. Антиутопия всегда однобока, и ни в коем случае нельзя слепо доверяться мнению автора, который смело наклеивает ярлыки на те или иные стороны реальности.

4D-кинотеатры в романе называются «ощущательными
кинотеатрами» и играют огромную роль в социальной жизни общества. Это одно из главных развлечений молодёжи (да и не только молодёжи), и вечерами парни предлагают девушкам сгонять в «ощущалку». В основе ощущательных фильмов лежит, как правило, не сюжет, не сценарий, а визуальная (слуховая, тактильная) составляющие фильма. Чем больше воздействия на органы чувств, чем больше эффекта присутствия, чем мощнее яркие впечатления захлёстывают мозг – тем выше ценность того или иного фильма. По сути, «ощущательные» фильмы мало имеют общего с обычным кинематографом. Всё-таки настоящее кино, фильмы в изначальном их понимании – это искусство, которое может быть любым – грустным или весёлым, страшным или смешным, но всё же служащим цели вызвать у зрителя определённые мысли и чувства, расширить рамки его восприятия, углубить понимание окружающей жизни. «Ощущалки» же имеют больше общего, скорее, с американскими горками, нежели с художественными фильмами. Олдос Хаксли крайне негативен в их оценке. В его романе они стали своего рода символом ухода человека из реальной жизни. Человек способен ощущать и понимать свою жизнь с помощью всего пяти органов чувств – и чтобы уйти из реальности, необходимо все эти органы чувств задействовать, отвлечь человека от насущных проблем (в этом 4D-кинотеатры сходны с виртуальной реальностью, с той лишь разницей, что человек не может изменять то, что он видит).

Если идти дальше в том, какое воздействие
подобные изобретения оказывают на человека, то можно прямо ставить вопрос: 4D-кинотеатры расширяют восприятие человека или сужают его? И как можно «уходить из жизни», если кинотеатры – это тоже жизнь, одно из её проявлений в современное время? Оставим эти вопросы риторическими, и лучше поподробнее рассмотрим это, без сомнения, интересное изобретение.

На самом деле приставка «4D» – это всего
лишь маркетологический термин, лишь отдалённо отражающий суть явления. Никакого четвёртого (или даже пятого!) измерения быть, конечно же, в данном случае не может – всё происходит в нашем родном трёхмерном пространстве, а все лишние «D» - это лишь дополнительные возможности просмотра. В самом устройстве 4D-кинотеатра нет ничего сложного, и стоит лишь удивляться тому, что они получили широкое распространение (не только в России, но и за рубежом) только в последние десятилетия. Принцип действия простой – зритель находится в специальном зале, оборудованном таким образом, что в процессе просмотра фильма человек может ощущать разнообразные эффекты, синхронизированные с кинолентой, - порывы ветра, водяную пыль, дым, молнии, снег и мыльные пузыри. Если же спецэффекты встроены прямо в кресла, то их набор ещё более увеличивается - это не только брызги воды, но и тактильные ощущения в спине, руках, вибрации, струи воздуха в шею, ароматы и даже имитация пробега мышек по ногам. Также все кресла установлены не специальной платформе, которая тоже может двигаться и поворачиваться в пространстве в соответствии с сюжетом, что ещё более усиливает впечатление реальности происходящего. Кстати, в романе «О дивный новый мир» принцип действия был несколько иной – никаких внешних приспособлений в зале не было, а все эффекты происходили непосредственно в мозгу человека. Это достигалось следующим образом: в ручки кресел вставлены специальные железные шарики, и когда человек кладёт на них руки, сквозь эти шарики передаются электрические разряды, воздействующие на определённые области мозга и вызывающие определённые ощущения. Интересно, сбудется ли и это предсказание? Мне кажется это маловероятным, т.к. возникают большие сомнения в безопасности для здоровья человека подобной технологии вызывания ощущения. Всё это уже напоминает какие-то «электрические наркотики».
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14928074.jpg ]
4D-кинотеатр

Если 4D-кинотеатры появились не так давно,
то 3D-кино, как бы это ни казалось удивительно, появилось более столетия назад, фактически вместе с появлением обычного кино. 3D-кино составляет основу любого 4D-фильма, и если с технической точки зрения создать эффекты дождя или снега довольно просто, то все проблемы показа 3D-кино не решены до сих пор.

Вообще же 3D-изображения довольно прост
и основан на феномене бинокулярного зрения человека, т.е. способности чётко видеть изображение обоими глазами. Оба изображения соединяются в мозгу, в результате чего достигается эффект объёмного зрения. В 3D-кино каждый глаз человека видит одну, предназначенную только для данного глаза часть кадра, в результате чего и достигается стереоскопический эффект.

Идея создания стереокинематографа впервые
пришла в голову британцу Уильяму Фриз-Грину в конце 1890-х годов, когда он подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма, фактически положив начало эре 3D-кино. В описании процесса указывалось, что изображения с двух плёнок проецируются на экран рядом друг с другом; зритель надевает стереоскоп, который совмещает два изображения в одно целое. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным.

Фредрик Юджин Ив запатентовал установку
для стереосъёмки в 1900 году. Его камера оснащалась двумя объективами, расставленными на расстоянии 1,75 дюйма (~4,44 см).
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14928076.jpg ]
Люди смотрят 3D-фильм (первая половина ХХ
века).

Первый показ стереофильмов состоялся в
США в 1915 году в Нью-Йоркском театре «Астор». Показ носил экспериментальный характер, и включал в себя сцены из различных художественных фильмов (например «Писец Джим» с участием Джона Мэйсона), а также документальные съёмки восточных танцовщиц и Ниагарского водопада. Именно с этого года и началась эпоха стереофильмов, и полноценный 3D-фильм был представлен в 1922 году в Лос-Анджелесе и назывался «Сила любви».
[ http://files.geometria.ru/pics/original/14928075.jpg ]
Показ фильма «Сила любви», рисунок.

Первая стереоскопическая камера для использования
в кинотеатрах была изобретена Гарри Фэйрэллом.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928081.jpg ]
Стереоскопическая камера, использовавшаяся
для показа первого 3D-фильма.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928083.jpg ]
Изобретатель Гарри Фэйрэлл, единственное
сохранившееся фото.

В дальнейшем популярность стереофильмов
только набирала обороты, и в середине ХХ века достигла своего пика. 1950-е годы считаются в США «Золотым веком» стереокинематографа.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928084.jpg ]
Афиши 3D-фильмов, демонстрировавшихся в
США в 30 – 60 годы ХХ века.

В этот период наибольшей популярностью
пользовались анаглифические системы показа. Суть этого метода в том, что изображения отдельно кодируются по цвету для правого и левого глаза. В очках вместо обычных диоптрийных стёкол вставлены светофильтры, (как правило, для левого глаза - красный, для правого - голубой или синий), благодаря которым каждый глаз видит только нужную часть изображения. Анаглифический метод хорош только для чёрно-белых фильмов (этим и объясняется его популярность на заре кинематографа), т.к. благодаря смешению цветов изображение получается однотонным или даже ахроматическим, что, конечно же, недопустимо при просмотре цветных фильмов.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928085.jpg ]
Очки со специальными светофильтрами.

Всего же существует около пяти основных
способов достижения 3D-эффекта, из них наиболее распространены следующие два.
Затворный метод, другие названия - «эклипсный»,
«светоклапанный».

Технология заключается в попеременной
демонстрации на экране изображений, предназначенных для левого и правого глаза, и также поочерёдном затемнении стёкол очков, так что каждый глаз поочерёдно видит предназначенное только ему изображение. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стёкол жёстко синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счёт эффекта инерции зрения у человека создаётся иллюзия, что он видит цельное трёхмерное изображение.

Метод предложил Д’Альмейда в 1858 году. В
кинематографе этот метод впервые реализовал Э.Банкли в 1936 году.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928086.jpg ]
Очки XpanD с затворами.

Поляризационный метод. При использовании
линейной поляризации два изображения накладываются друг на друга на один и тот же экран через ортогональные (расположенные под углом 90 градусов друг к другу) поляризационные фильтры в проекторах. При этом необходимо использование специального посеребрённого экрана, который позволяет избежать деполяризации и компенсировать потерю яркости (поскольку на экран падает только 0,71 света излученного каждым проектором.

Зритель надевает очки, в которые также
встроены ортогональные поляризационные фильтры; таким образом каждый фильтр пропускает только ту часть световых волн, чья поляризация соответствует поляризации фильтра, и блокирует ортогонально поляризованный свет.

Линейно поляризованные очки требуют, чтобы
зритель держал голову на одном уровне, не наклоняя её, иначе эффект теряется.

Пример технологии, использующей линейную
поляризацию - IMAX 3D.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/14928087.jpg ]
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев