У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Смотрящие в перископ

16.02.2011
Смотрящие в перископ

Предисловие к серии статей

Мысль. Реализация. Что является причиной,
а что следствием? Я бы не стал торопиться с ответом на этот вопрос. С одной стороны, любое открытие, изобретение, новшество никогда не появляется само по себе – оно является результатом мыслительного процесса одного человека или группы людей. Но с другой стороны, нет и не может быть идеи, которая появилась бы на пустом месте, ведь любая свежая мысль, любое открытие опирается на уже существующие предметы и явления, на уже воплощённые в реальность идеи.

Приведём простую аналогию. Представим,
что наш мир – это огромная подводная лодка. Учёные, изобретатели, живущие в ней, будут делиться примерно на две категории. Первая категория, довольно обширная, – это люди практического склада ума, которые зорко смотрят по сторонам, исследуя все закоулки лодки, думая над тем, как улучшить или как-то изменить существующий порядок вещей. Если вода, необходимая в хозяйстве, поступает слишком медленно – нужно придумать более совершенную систему подачи воды. Если личный состав лодки страдает от высокого давления – необходимо придумать специальные медикаменты или комплекс упражнений, направленный на улучшение самочувствия. У этих людей появляющиеся идеи диктуются самим окружением и реализуются исходя из практической необходимости.

Во вторую категорию входит значительно
меньшее количество людей. Эти люди - наблюдатели, каждодневно стоящие у перископа подводной лодки. С помощью перископа они видят то, что недоступно остальным людям, тщательно и скрупулёзно записывая свои наблюдения в бортовой журнал. Они видят направление движения подводной лодки, её основной курс, поэтому способны предсказать появление тех изобретений, в которых на данный момент не имеется острой практической необходимости, или же для реализации которых техника находится ещё не на том уровне развития. У таких людей всегда мысль идёт впереди действия, идеи иногда обгоняют воплощение на десятки, а то и сотни лет. Пусть зачастую их записи в бортовом журнале не являются причиной появления того или иного изобретения, но так или иначе мир невозможен без них – смотрящих в перископ.

Кстати, в своих произведениях появление
современных подводных лодок Жюль Верн предсказал задолго до спуска на воду первой исследовательской субмарины «Лолиго» в 1914 году в Германии.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/13499902.jpg ]

Запись первая.
1950 г. «Ракушки».
Наше время. Наушники.

«В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные
«Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга. Нет, комната была пуста. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру.»
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

В то время, когда Брэдбери писал эти строки
(а это был конец сороковых годов прошлого столетия), так называемые «наушники» уже существовали, правда, такого массового применения, какое они получили во второй половине XX века и в начале века XXI, тогда ещё не имели. Заслуга Бредбери как предсказателя в том, что он очень точно проследил эволюцию этого прибора и его повсеместное распространение среди населения планеты. Тяжёлые, громоздкие излучатели звука, сидящие «на ушах» и на голове, в конце концов эволюционировали в лёгкие, пластмассовые наушники-затычки размером меньше ногтя и стали обычным атрибутом жизни многих людей, особенно тех, кто не мыслит своей жизни без музыки – будь то подросток-неформал, слушающий по дороге в школу свою любимую группу, или же профессиональный звукорежиссёр, работающий со многими известными исполнителями.

Прообразом современных наушников был самый
обычный телефон, изобретённый Рейсом и впоследствии доработанный А. Беллом. Первоначально прибор так и назывался – «головные телефоны», и это, на мой взгляд, более точное и солидное название, чем «наушники». Сидят на ушах, а что делают и для чего нужны – не ясно. Так или иначе, слово «наушники» прижилось больше и прочно вошло в современный разговорный лексикон.

Нельзя сказать определённо, кому первому
в голову пришла идея взять два излучателя звуков, соединить их проволокой или верёвкой и укрепить на голове. Одно известно точно – изобретение динамических громкоговорителей, которые стали принципиально отличать «головные телефоны» от телефонов обычных, принадлежит знаменитому немецкому электроакустику Байеру, создателю компании Beyerdynamic. Эти первые наушники, технология которых уже вплотную приблизилась к современной, назывались DT48 и выпускались с 1937 года.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/13500029.jpg ]
Устройство динамического наушника.

На рисунке, представленном выше, показано
устройство динамического наушника закрытого типа. 1 – это корпус наушника, внутри него расположен динамический громкоговоритель (2). 3 – так называемый диффузор, который является частью колебательной системы громкоговорителя и предназначен для возбуждения волн в окружающем громкоговоритель пространстве. 4 – это демпфирующий материал, предназначенный для предотвращения возникновения резонансных колебаний. Ну и, наконец, 5 – это решётка, через которую свободно проходит звук (акустически прозрачная).

За 70 лет, прошедших с момента появления
первых динамических наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные части остались теми же — это оголовье, чашки с излучателями (диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов наушников.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/13500369.jpg ]
Головные телефоны.

Как и почти любое изобретение, изначально
наушники использовались очень узким числом людей и с сугубо профессиональными и научными целями. И до сих пор наушники – это не только атрибут развлечения и приятного времяпрепровождения, но и рабочий инструмент, от качества и настройки которого зависит множество вещей. Например, мониторные наушники используют в своей работе звукорежиссёры, диджеи, музыканты. Такой тип наушников очень точно воспроизводит весь спектр звука. Созданы же они были впервые в 1958 году Джоном Коссом и Мартином Лангом и предназначались для авиации. Предприимчивые японцы, быстро осознав большое будущее в направлении высококачественных мониторных наушников, сделали новшества в самые короткие сроки, разработали копии произведенных наушников Koss, немного их усовершенствовав.

Современные мониторные наушники имеют
огромный спектр применения, но большую популярность они все же получили в качестве необходимого атрибута диджея. DJ-наушники могут состоять из самого разного материала — от винила до искусственной кожи. Изготавливаются наушники для диджеев, как впрочем и остальные виды наушников ручным и машинным методом, далее они тестируются на компьютере.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/13500251.jpg ]
Современные мониторные наушники фирмы
«Philips»

Как правильно выбрать накладные наушники?
При выборе следует принимать во внимание, помимо собственных вкусовых предпочтений, некоторые простые советы, которые помогут сохранить деньги и здоровье.

Совет №1: тщательно изучайте матчасть.
В интернете вы можете найти массу информации, касающейся технических характеристик тех или иных наушников. Не забывайте, что несколько минут, проведённых в изучении этих характеристик, способны уберечь вас от разочарования и неприятного осадка в душе, вызванных неправильным выбором наушников. Приведём основные характеристики.

Частотная характеристика. В первую очередь
следует уделить внимание самым высоким и самым низким частотам – именно на них отчётливее всего проявляются недостатки – шипение и металлический оттенок звука. Среднее значение частотной характеристики 18-20000 Гц. Если частотный диапазон более узок, следует трижды подумать, прежде чем покупать такие наушники. Также, чем выше диаметр мембраны, тем выше качество звука. Покупайте наушники с диаметром мембраны 30 мм и выше.

Чувствительность. Особенно этот параметр
актуален при выборе наушников для плеера. Чувствительность должна быть не меньше 100 Дб, иначе звук может быть слишком тихим. Материал, из которого изготовлен сердечник, тоже важен – лучше всего использовать неодимовые магнитные сердечники.

Коэффициент нелинейных искажений. Практически
все современные наушники отличаются исключительно низкими величинами этого параметра. Стандартный для акустических систем при уровне звукового давления 90 дБ один процент (1%) в наушниках появляется лишь при уровне 120 дБ.

Совет №2: решите для себя, где и как вы будете
чаще всего пользоваться наушниками. Наушники по своему акустическому оформлению делятся на две категории: закрытого и открытого типа. Закрытые наушники не пропускают никакие внешние звуки, поэтому будут идеальным выбором для тех, кто хочет полностью изолировать свои уши от посторонних звуков – офисного шума, разговоров людей в маршрутке, работающей за стеной дрели. У закрытых наушников есть только один минус – в них иногда возникает небольшой, но ощутимый резонанс. Открытые наушники дают более чёткую картину, но вместе с тем пропускают звуки окружающей среды. Если вам часто приходится ходить по оживлённому городу, используйте именно такие наушники – меньше шансов попасть под машину.

Не менее важно, остановите вы свой выбор
на проводных или беспроводных наушниках. Если вам нужна свобода передвижений – используйте беспроводные, в них можно свободно танцевать или бегать без риска запутаться в проводе. В настоящее время существуют беспроводные наушники, способные передавать звук с минимальными искажениями. Однако не забывайте, что максимальное качество звучания вам обеспечат только проводные наушники, поэтому если вы ведёте в основном сидячий образ жизни – этот вариант наиболее оптимален.

Совет №3: не думайте, что комфортом можно
пренебречь ради качества звучания. Даже самые дорогие наушники, обеспечивающие высококачественное звучание, не принесут вам радости, если после нескольких часов или даже минут их использования у вас начинает болеть голова или же просто наступает ощутимое утомление. Чтобы этого избежать, нужно, во-первых, обратить внимание на вес наушников. Даже самые лёгкие, на первый взгляд, наушники, могут при использовании вызвать боли в шее и теменной части головы. Во-вторых, тщательно исследуйте дужку наушников – насколько хорошо она регулируется, давая возможность найти оптимальный для вас вариант расположения чашек. Проверьте, насколько сильно дужка в разных положениях давит вам на голову – ведь только в последнее время появился немаловажный параметр в спецификациях – величина контактного давления. В-третьих, сами чашки должны быть эргономичны спроектированы, плотно прилегать к ушной раковине (если это необходимо). В-четвёртых, обращайте внимание на мелочи – регулятор громкости на шнуре, коробочка для хранения и т.д. Иногда в том, что поначалу кажется несущественным и необязательным, в дальнейшем начинает ощущаться острый недостаток.

С помощью наушников и музыкального плеера
(о котором ещё пойдёт речь в следующих статьях) взять любимые композиции в дорогу стало проще простого. Однако не стоит забывать, что Брэдбери писал о «ракушках» всё-таки в негативном ключе, позиционируя их как средство ухода от реальности, погружения в чужой вымышленный мир звуков и слов. Современные исследования также показывают, что наушники-затычки и наушники-вкладыши наносят и чисто физический вред организму. Дело в том, что при их использовании звук идёт непосредственно в ушной канал, минуя ушную раковину. То есть звук, который мы можем слышать в таких наушниках, не может усиливаться ушной раковиной, и он практически весь идёт только по слуховому каналу. При таком прослушивании нагрузка на слуховой канал даже при небольшой громкости значительно выше, чем при прослушивании обычных внешних звуков. Поэтому длительное использование наушников чревато частичной потерей слуха и может даже привести к глухоте.

Что же делать? Тут, как и везде, нужно придерживаться
золотой середины – во-первых, не проводить очень много времени в наушниках, а во-вторых, выбирать только качественный товар, отдавая предпочтение накладным наушникам известных фирм-производителей.

Техническая информация – по материалам
Интернета
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним