У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить

Театральный Севастополь или тайны современного театра от Дмитрия Кириченко

27.02.2020
Текст: Яна Трунова

Севастополь, пожалуй, единственный город у моря в Крыму, где гости и жители отдыхают не телом, а душой. Казалось бы, то же море, что и в Алуште, Ялте. Правда, севастопольское море создаёт уникальную атмосферу творчества и спокойствия. Огромные корабли, маленькие бухты, бесконечные лестницы вдоль улиц так и норовят привести тебя к чему-то сокровенному и величественному – к театру.

Для многих севастопольцев театр всегда был отдельным островом в окружении большого суетливого города. Снаружи – монументальное здание, которое ограждает то, что внутри – другой мир со своей историей, правилами и даже приметами.

Севастополь можно назвать второй культурной столицей России. Именно здесь, в Херсонесе, было посажено зерно театрального искусства. Мы не знаем точно, когда был построен древнегреческий полис: предположительно, в 6-5 веках до нашей эры. Но уже в 3 веке до н.э. в Херсонесе был построен театр. Это единственный античный театр под открытым небом в России. Он прошёл долгий путь реконструкции, поэтому сейчас мы можем видеть его почти в том же виде, что и много веков назад, когда здесь проходили гладиаторские бои (об этом свидетельствует обломок херсонесского рельефа, где передан конечный момент соревнования двух гладиаторов) и драматические спектакли по произведениям Эврипида, Софокла, Антифана, а также других античных авторов.

Даже сейчас амфитеатр, орхестра, скена и зрительный зал театра в Херсонесе не пустуют. Амфитеатр – древнейшая из действующих театральных площадок России, которая уже несколько лет регулярно принимает фестивали и спектакли. В постановках принимают участие артисты драмтеатра имени Луначарского, театра Черноморского флота имени Б. А. Лавренёва, Крымской государственной филармонии и других.

В июне 2019 года театральный сезон в музее-заповеднике «Херсонес-Таврический» порадовал зрителей новой редакцией спектакля «Отравленная туника» по произведению Николая Гумилева в постановке руководителя проекта Евгения Журавкина «Античный театр в Херсонесе».Татьяна Стасюк, актриса театра Черноморского флота им. Б. А. Лавренёва, исполнила роль Зои в этом спектакле. Она рассказала нам о своей героине и об особенностях работы в Античном театре.

Источник: https://chersonesos-sev.ru/

Какой путь проходит ваша героиня в течение пьесы?

Моя героиня (Зоя, дочь Юстиниана) впервые по-настоящему чувствует любовь и отдаётся ей полностью, что влечёт за собой огромные потери и разочарования. К концу спектакля ее жизнь меняется и в один момент Зоя лишается всего. Поэтому «Отравленная туника» – один из любимых мною спектаклей, который трогает до глубины души.

Чем отличается игра актёра на Античной сцене от работы в привычной театральной обстановке?

Работа на площадке Античного театра заряжает необыкновенной энергией, является местом силы. Каждый спектакль здесь не может звучать одинаково.

Также актёр замечает изменение душевного состояния зрителя. Попадая в Херсонес, он как будто замирает, замедляет свой ритм, перестаёт спешить и шуметь, становится более ранимым и трепетным. Поэтому реакции всегда искренние и настоящие.

Источник: https://chersonesos-sev.ru/

Помимо самого «старшего» театра Севастополь богат ещё несколькими. Так как мы уже находимся в Херсонесе, нам нужно не упустить момент и пройти немного выше до улицы Гагарина. Именно здесь находится Севастопольский театр юного зрителя (СевТЮЗ) – единственный профессиональный драматический театр для детей и подростков в Севастополе.

СевТЮЗ открыл в 1988 году признанный мастер актёрского дела В. Оршанский. Тогда нынешний театр был театром-студией «На Большой морской». Многие выпускники театральной студии сегодня сами стали его актёрами. Труппа участвовала в многочисленных отечественных и международных фестивалях. СевТЮЗ отличается от привычного нам театра юного зрителя: у его кассы вы можете увидеть как совсем юных театралов, так и взрослых. Репертуар театра рассчитан не только на детей от двух до 18 лет, но даже и на взрослых зрителей. Здесь ставят драматические спектакли, проводят концерты самых разных жанров музыки, начиная от классики и заканчивая роком.  

Источник: https://sevtyuz.ru/


Путешествие по театральному Севастополю продолжается, а мы направляемся на площадь Ушакова. Ориентир - белоснежный шпиль, который виден со многих точек Севастополя и уже стал одним из символов города. Он возвышается над Драматическим театром Черноморского флота имени Лавренева, одним из старейших профессиональных военных театров страны.










Источник:https://teatrflota.ru/

По сравнению с другими театрами Севастополя - театр Лаврёнева обладает самой мужественной и героической историей основания. Он был создан в 1932 году, а своё творчество начал в Доме офицеров Флота, где артисты труппы показывали небольшие спектакли и устраивали концертные программы.

   Первым актёрским триумфом артистов театра ЧФ стал спектакль «Парижская коммуна». На сцене, перед ликующим залом краснофлотцев и севастопольцев стояли всего двадцать молодых, талантливых и азартных начинающих деятелей искусства. За кулисами уже ждал приказ К. Е. Ворошилова об образовании профессионального Театра Черноморского флота.

   От площади Ушакова нам осталось немного до центра Севастополя – площади Нахимова. Здесь, неподалёку от памятника Затопленным кораблям, расположился Севастопольский академический театр танца им. Елизарова. Театр танца можно назвать новичком в севастопольской театральной среде, потому что он был основан сравнительно недавно: в 1999 году.

   Автор большинства постановок - художественный руководитель и основатель Вадим Альбертович Елизаров, в честь которого и назван сам театр. В нашем городе он единственный в своём роде, поэтому у севастопольцев уже проложен чёткий маршрут до нужной локации в случае, если появилось желание посмотреть на яркие танцевальные шоу в исполнении профессионалов от Бродвейского мюзикла до восточных сказок, от знойного танго до Венского вальса. 

Источник: http://www.yelizarovtheatre.com/

Выйдя из Театра танца, справа можно увидеть аллею. В конце неё нас ждёт ещё один культурный центр города - Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского.

«Луначарский» был основан в 1954-1956 годы. Его история так же богата, как и история Севастополя. До того как театр был назван в честь Анатолия Васильевича Луначарского, он существовал как «Ренессанс» на Приморском бульваре. В годы революции и гражданской войны севастопольский театр стал «убежищем» для творческой интеллигенции всей страны. На его сцене выступали А. Н. Вертинский, Ф. Г. Раневская, В. М. Петипа, П. А. Полевой и другие выдающиеся актёры.

Развитие театра Луначарского, как и театра Черноморского флота, неразрывно связано с Великой отечественной войной. С началом военных действий была создана фронтовая концертная бригада, которая дала больше 1000 концертов в госпиталях, на кораблях и призывных пунктах. После освобождения Севастополя город был разрушен, не уцелело и прекрасное здание театра, уничтоженное прямым попаданием авиационной бомбы. Первый послевоенный спектакль артисты играли на расчищенной площадке на улице Ленина.

Сейчас же мы любуемся белоснежным зданием с колоннами прямо в центре Севастополя. Нынешнее здание было открыто в 1957 году. Пройдя множество испытаний, театр имени Луначарского беспрерывно развивается и сейчас: его уникальная творческая атмосфера привлекает к себе всё больше новых актёров, режиссёров и художественных руководителей, сотрудники воплощают в жизнь много интересных и необычных проектов, которые сближают зрителя с внутренним миром театра и приобщают к нему молодёжь города.

Дмитрий Кириченко, руководитель спецпроектов Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского, театральный критик и главный редактор театральной газеты раскрыл нам несколько тайн современного «Луначарского».

Как вам пришла идея о создании спецпроектов?

До того, как я пришёл на работу в театр, 10 лет я посещал его в качестве зрителя. И мне, как зрителю, захотелось сделать что-то новое, выходящее за рамки. То есть, чтобы работа театра не ограничивалась показом спектаклей.

Какие спецпроекты сейчас реализуются в театре?

В 2015 году возник первый проект «Мой театр». Это экскурсия по театру, которую с самого начала проводили актёры. Позже, ввиду плотной загруженности актёров, я стал водить экскурсии сам: два раза в месяц по два часа. Я её называю моноспектаклем: я рассказываю театральные «байки», суеверия, знакомлю посетителей с ежедневной работой в театре. Мне важно показать, что зрители, приходя на спектакль, видят только «вершину айсберга», а всё, что находится «под водой» – это огромный интересный мир, и за эти два часа я пытаюсь зрителя в этот мир погрузить.

Источник: https://vk.com/dima_teatr

Кроме того, мы выпускаем театральную газету «Луначарцы». Она выходит с 2015 года. В ней есть информация о репетициях новых спектаклей, рецензии на премьеры, факты о новых постановках.

Проект «Со_участие» заключается в том, что мы с актёрами готовим читку пьесы. Но читку не в привычном понятии, а читку-эскиз, то есть мы выстраиваем мизансцены, актёры выступают в костюмах, подобрана музыка, выстроен свет. Почти полноценный спектакль, но у актёров может быть текст в руках. Мы полностью показываем этот эскиз, а потом со зрителями обсуждаем эту пьесу. И потом мы смотрим, возможна ли постановка спектаклей по подобным пьесам на большой или малой сценах.

Также мы реализуем проект «Со_беседник». Его формат является новым для нашего города. Его особенность в том, что раз в месяц, на малой сцене, ко мне в гости приходит актёр, режиссёр, художник нашего театра. В течение часа я беру интервью, потом вопросы задают зрители. После беседы может пройти или автограф-сессия, или фотосессия. В итоге получается творческая встреча в тёплой атмосфере.


Как ещё театр привлекает новых зрителей, и, можно ли зрителю обращаться к театру с интересными идеями новых проектов?

У нас хорошо развиты социальные сети, где достаточно большое количество подписчиков. Там мы проводим много различных конкурсов. Более того, у нас есть ещё несколько интересных проектов: «Студенческий вторник» и «Класс+театр», где мы показываем спектакль для студентов и школьников, а потом ведём обсуждение с актёрами.

Если вдруг возникла идея о реализации какого-либо проекта, вы можете обратиться ко мне в соцсетях.

Можно ли назвать театр Луначарского современным?

Да, ему присущи все качества современного театра. У нас действительно стало интересно. Современный театр должен говорить на языке сегодняшнего дня. Нельзя говорить языком текстов, написанных два века назад. Нужно их совершенно по-новому адаптировать. Также нельзя ставить эксперименты над зрителем, транслируя текст в том виде, в каком он был написан. Классика на то и современна, потому что она должна быть созвучна интонации, дыханию каждой эпохи.

Севастополь богат театрами. Все они имеют свою уникальную историю, большинство идут бок-о-бок с историей города, пережив с ним самые тяжёлые моменты. Каждый театр продолжает своё развитие и стремится соответствовать нынешним реалиям, транслировать своё видение искусства понятным и увлекательным для современного зрителя языком.

Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
Комментарии
avatar
Аноним