У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
from
Geometria

Westbam: «Танцевальная культура универсальна, поэтому так жизнеспособна»

11.12.2011
Westbam (Максимилиан Ленц) — живая легенда,
пионер европейского Techno/Electro движения, вдохновитель и организатор крупнейших рейвов Loveparade и Mayday.

Он прилетел в Екатеринбург всего на несколько
часов для выступления на фестивале «Masquerade-2011» и любезно согласился на короткое интервью для Geometria.ru.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/18256214.jpg ]

Geometria.ru: Максимилиан, добрый вечер!

Westbam: (Перебивает). Эй, ты чего? Меня зовут
Макс, не надо на «Вы», здесь вечеринка! (Смеётся).

Geometria.ru: Макс, что сейчас происходит на клубной
сцене в Германии? Информации море, но хотелось бы услышать «мнение папы», каковым ты являешься. Действительно страна перестала быть генератором и экспортёром свежих идей в электронной музыке?

Westbam: Ты знаешь, в общем и целом о ситуации
можно спорить, но я сейчас не буду никого критиковать или приводить резких аргументов, чуть позже объясню почему. Грубо говоря, вся клубная, вся электронная танцевальная музыка уходит корнями в 1980-е годы, там действительно её истоки.

Восьмидесятые были периодом экстремального
расцвета и цветения ночной культуры, оттуда мы получили множество прототипов, но в данном разговоре я бы не стал использовать такой аргумент касательно Германии или касательно какого-то одного жанра.

Я могу лишь утверждать, что в восьмидесятые
и ранние девяностые, скажем так, путешественниками от звукового искусства были открыты все эти новые «континенты», на основе которых появились прототипы, чуть позднее оформившиеся в стили и жанры.

Дальше ситуация менялась предсказуемо
— все убедились, что новых континентов уже не открыть, когда совершили несколько путешествий вокруг земного шара и вернулись в исходные точки. Что оставалось? Не опускать руки и искать варианты, как ещё-то?

Спроецировав наш разговор на мир искусства,
мы увидим полную аналогию: получается, после Пикассо и модернизма вообще не имеет смысла включать фантазию!

Дадаисты, сюрреалисты, импрессионисты
проделали колоссальный объём работы в сжатый период времени, сгенерировали множество новых идей, но время не может стоять на месте — появляются новые поколения творцов, которые по-своему выражают своё видение мира, пусть даже они заново высказываются на темы, многократно затронутые предыдущими мыслителями.

В целом и Германия, и конкретно Берлин,
который я знаю гораздо более детально и подробно, является сейчас источником нового, не только в музыке, но и в визуальном искусстве.

Так было и раньше, и сила немецкого воздействия
уж точно не ослабла. Конечно, можно и о минимале и о техно сказать, что всё уже было придумано и воплощено в 80-е, а сегодня сцена топчется на месте и не может по-новому извернуться, чтобы где-то как-то себя же заново скопировать, обыграть.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/18256615.jpg ]

Geometria.ru: Каким образом молодёжь узнаёт о
ветеранах клубной сцены в европейских странах? Те, кому сейчас 14-16, знают о достижениях твоей почти 30-тилетней клубной биографии?

Westbam: В Германии те, кому сейчас 14, знают,
кто такой Вестбам! Но не уверен, что их ровесники в России тоже в курсе. Тридцать лет я занимаюсь музыкой как ди-джей и продюсер не для того, чтобы меня знал каждый в любой возрастной группе, у меня нет такой цели — стать известным всем.

Вообще, подобное движение всегда было двухсторонним,
взаимонаправленным: те, кто увлекается клубной музыкой, делают над собой усилие, чтобы узнать как истоки, так и новые имена, они постоянно в поиске, расширяют свой кругозор, повышают эрудицию, интересуются всем на свете, так или иначе связанным с любимой темой.

Неудивительно, что музыканты и ди-джеи
отвечают своим слушателям взаимностью, стараются максимально увеличить свою аудиторию, при этом не изменяя себе, например, кидаясь из стиля в стиль в погоне за модой очередного сезона. Это очевидно, что и в прошлом, и сейчас, чтобы быть на виду — надо и ди-джеить, и работать в студии и, собственно, в прямом смысле быть на виду — посещать тусовки, выходить в свет, контактировать с людьми.

Что касается моей карьеры и сегодняшнего
самочувствия, то я счастлив — мой творческий путь оказался настолько длинным, что нет никакой необходимости сражаться за известность, поддерживать себя на плаву дополнительными средствами, разжигать интерес к себе. Я занят тем, что люблю всей душой, делаю то же, что и всегда.

В общем, если кто-то интересуется танцевальной
музыкой и впервые слышит мои треки или миксы, и начинает вникать, копать глубже — это превосходно и я рад вниманию; если же моё творчество неизвестно, в силу любых причин — и это не трагедия, нет же всенародной молодёжной повинности — знать Вестбама!

Кстати, в хип-хопе абсолютно такая же ситуация:
четырнадцатилетние гарантированно знают, кто такой Lil Wayne, но единицы знакомы с творчеством, к примеру, Grandmaster Flash или Afrika Bambaataa. Должен заметить, что среди двадцатилетних гораздо выше доля тех, кто знаком с классиками. Так что окей, не знаете — значит, знаете о ком-то или о чём-то ещё, да и в будущем, строго говоря, никогда не поздно узнать.
[ http://files2.geometria.ru/pics/original/18256745.jpg ]

Geometria.ru: Многие значимые артисты говорили
лет 10 назад, что мечтают о временах, когда клубная музыка будет звучать в дневной ротации FM-радиостанций. Сегодня она и звучит, но такой ли смысл вкладывался тогда в название «клубная»? Мечты осуществились или превратились в кошмары наяву?

Westbam: Ха-ха, если ты имеешь в виду, что Дэвид
Гетта сейчас для большинства людей, не вникающих глубоко в нашу сцену, является олицетворением клубной музыки и на основе его треков делаются выводы обо всей индустрии, то я не вижу здесь поводов для ругани или ёрничания.

Гетта, как и я, принадлежит к поколению
пионеров ди-джейского дела, мы начинали примерно в одно время и я не имею никакого права осуждать его.

Более того, будучи первопроходцами, мы
достигли головокружительного успеха, и я искренне не вижу аналогичных возможностей в теперешние дни, чтобы кому-то из новичков так «выстрелить» на ди-джейском поприще. Не буду делать обощений, но, по моему убеждению, времена суперзвёзд в ди-джеинге миновали.

На самом деле, все подобные рассуждения
о «коммерции» и «коммерциализации» могут быть сведены к субъективности вкусов и индивидуальности точек зрения. Ну вот так сложилось, что кому-то нравится, а кому-то нет!

Тот факт, что Гетта, например, записывается
с артистами из хип-хоп сцены и с ними вместе взлетает в чарты, добивается первых мест везде и всюду — так это же отлично, до него подобную стратегию в подобных масштабах никто не реализовал.

Затрагивая тему чартов и хитов, я с полной
ответственностью говорю, что находящиеся там «клубные хиты» меня не радуют, но точно так же меня не радует и, например, Bon Jovi!

Поверь, будут ещё тысячи музыкантов, называющих
себя «андеграундом», при этом желающих «протянуть руку дружбы» звёздам поп-сцены в своих, в общем-то, хорошо понятных целях — в прошлом такое тоже происходило, но с меньшим размахом, потому что клубная культура относительно молода.

В итоге, у меня нет необходимости слушать
то, что не нравится, или как-то пересекаться с теми, чья деятельность меня не затрагивает — в этом огромном мире хватит места всем, только для одного «место» — это «место под солнцем» среди остальных, а для другого это «личное пространство» вдали от всех.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/18256893.jpg ]

Geometria.ru: Каким ты видишь ближайшее будущее
клубной сцены и есть ли надёжные люди, на кого её оставить?

Westbam: Ты имеешь в виду, когда я отойду от
дел? (Смеётся). Да, я отказался от участия в Loveparade и больше не имею отношения к организации Mayday. К моему персональному счастью, сейчас могу назвать себя просто человеком искусства, не обременённым какой-либо промоутерской работой.

Говоря о будущем, я наверное не остановлюсь
на каких-то ключевых и важных моментах. Техника ди-джеинга в последние годы экстремально изменилась и сделала рывок вперёд сразу по нескольким направлениям: строго говоря, всем стало вообще безразлично, кто и с чего ди-джеит.

Сейчас я играю с компакт-дисков, а пластинки
достаю на ретро-олдскул вечеринки, но это же совершенно не значит, что я перестал ценить винил и забыл десятилетия карьеры, когда использовал только его!

Бесконечные ноутбуки, контроллеры, новые
программы — всё это отодвинуло на второй план вопрос «Как играть?» и предельно актуализировало вопрос «Что играть?». Репертуар теперь превыше всего. Я ни в коем случае не бросаюсь критиковать инновации со словами «Настоящий ди-джей признаёт только винил!».

Всё, что происходит — это прогресс, это
шаги вперёд. Понятно, что будут приходить новые люди, которые привнесут новые технологии, никто не ограничивает конкуренцию или доступ на сцену.

Но что будет вечером? Мне 46 лет, и я непоколебимо
уверен в том, что вечером будет конец рабочего дня и публика придёт веселиться. Я видел и понимал это и в 15, и в 18, ничего не изменилось. В будущем, как и всегда, будут востребованы базовые элементы, делающие любую вечеринку успешной, они хорошо известны всем и не изменятся.

Конец рабочей недели, вечер субботы, музыка
долбит, «Boy Needs Girl», ди-джей запускает какой-то новый трек, бит прокачивает пространство, все вопят от радости — так было и так всегда будет. Это, в хорошем смысле, вечный вариант времяпрепровождения. Танцевальная культура универсальна, поэтому так жизнеспособна.

Я не сомневаюсь, что-то подобное было и
10 000, и 20 000 лет назад. Охотились три дня подряд на огромного хищника, ловили его — и день праздновали успех. Повалили большое дерево — бом-бом-бом раздавался, пока рубили — вот вам, грубо говоря, и бит пошёл. Занятия видоизменились, бит тоже зазвучал по-новому, а подоплёка осталась прежней.

Приобщиться к танцу на порядок легче, чем,
например, к иностранному языку. Вспомни, разве кто-то тревожится, что на следующий год ночные клубы выйдут из моды или прекратятся летние фестивали? Да нет же! Всё это настолько универсально, что в сознании всех причастных живёт убеждение: танцы и условия для танцев были всегда и, разумеется, всегда будут. Люди встречаются субботними вечерами из недели в неделю, общаются, веселятся.

Честно говоря, мы не можем всерьёз говорить
о каких-то наших звёздных статусах или изменениях в техниках ди-джеинга, люди-то приходят не посмотреть на звёзд или озаботиться, с какого оборудования играют!

Каждый приходит расслабиться, познакомиться,
пропустить по стаканчику, а мы в своё удовольствие включаем для них музыку погромче и согласно своим интересам поддерживаем личные круги общения, ездим по миру, обмениваемся опытом и впечатлениями, но всё это важно, в общем-то, только для нас самих, ди-джеев и продюсеров, а люди просто идут отдыхать.
[ http://files.geometria.ru/pics/original/18256973.jpg ]

Geometria.ru: Макс, огромное спасибо тебе за уделённое
время и очень подробные ответы!

Westbam: ОК, вот и поговорили! (Улыбается).

Редакция Geometria.ru-Екатеринбург выражает
благодарность Денису Острову и Михаилу Удинцеву (E-Promo) за организацию интервью.
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев