У вас включен блокировщик рекламы, сайт может работать некорректно.
GEO.PRO
Geometria Lab
Загрузить
Geometria

Защитники моды

03.04.2011
Неожиданно защитили

В Лондоне уже пятнадцать лет проводится
Неделя студенческой моды, на которой свои выпускные коллекции демонстрируют студенты профильных учебных заведений из разных стран (в прошлом году впервые приняли участие студенты Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна). Кроме того, знаменитая St. Martin’s School of arts and design славится тем, что во время защиты дипломов каждый выпускник получает свое законное право на пять минут славы, и особо отличившихся сразу же отправляют на стажировку к ведущим кутюрье.
Как правило, пять-шесть моделей, составляющих
дипломную коллекцию, далеки от совершенства, дополнены подробным истолкованием вложенных в каждый сантиметр ткани смыслов. Вчерашним студентам, скорее всего, последний раз позволено не думать о таких омрачающих акт чистого творчества вещах, как комфорт, аккуратные швы и идеальный крой. Перестановка приоритетов происходит с возрастом.
В Петербурге такое обыкновенное, на первый
взгляд, событие как показ выпускных коллекций, ажиотажа не вызывает. Перспектива не заметить надежду российской моды здесь вряд ли кого-то пугает: дизайнеров много, и что делать с новой партией, не понятно (впрочем, также обстоят дела со всеми гуманитарными специальностями). Тем более, способы заявить о себе существуют: это и конкурсы «Адмиралтейская игла», и «Русский силуэт», и (при наличии определенной суммы) «Дефиле на Неве» иногда привечает даже совсем юные создания (например, школьница Стася Куренбина).
Побывав на защите дипломных работ студентов
курса Елены Бадмаевой и Владимира Бухинника, я в который раз убедилась, что в сознании молодых дизайнеров существует огромный разрыв между искусством и повседневностью. Все они полностью исключили моду из бытовой сферы.
Было показано девять коллекций, и большинство
выпускников высказались на тему экологии. Костюм рассматривался как защита, своего рода маскировка или панцирь, предохраняющий от последствий техногенных катастроф. Эти идеи молодые люди вынашивали в своих умных головах и чутких сердцах больше года, и коллекции были представлены к предзащите прежде того, как окружающий мир подтвердил пугающую логичность такого подхода к одежде.
Мужчины в кислородных масках, пластиковых
очках и длинных юбках, в черных капюшонах напоминают героев романов и фильмов направления «киберпанк», представляющего будущее в сверкающих, но не радужных тонах. Тема маскировки всячески обыгрывалась с помощью элементов форменной одежды: медсестер, солдат и стражей порядка, без которых тоже, в принципе, не обойтись в случае чрезвычайной ситуации.
На подиум выходили андрогины, своим видом
походящие на роботов: сложные конструкции, острые углы и белый цвет. Трансформация человеческого тела неизбежна, если мы хотим жить в безопасности. Не слишком обнадеживающая позиция.
Нельзя не отметить отчаянность и упрямство,
с которым выпускники превращают моду в область современного искусства, обязанного быть злободневным (такое качество как злободневность изначально присуща именно моде, и в этом плане между модой и искусством давно достигнут компромисс).
Но есть у моды еще одна задача, необходимая
именно сегодня – служить антидепрессантом, панацеей от душевных недугов. Об этом вспомнили всего две девушки: Мария Федорова и Екатерина Филатьева. Первая выполнила несколько бело-желтых платьев в стиле 60-х, прокомментировав свой диплом словами: «Ирония над излишней серьезностью жизни». В таком платьице любая женщина будет выглядеть наивной девочкой. И этот инфантилизм – тоже в какой-то степени средство защиты от грубой реальности.
Ее коллега, в свою очередь, выстроила цепочку
ассоциаций «Космос-спорт-унисекс» и одела моделей в яркие леггинсы, трикотажные разноцветные комбинезоны, обыграв эстетику 80-х. Детали из цветного пластика превратили спортивный костюм в униформу «девочки из завтра». Все это называлось «Бесконечно-беспечно» и описывалось как «безграничная, вечная, божественная радость». В общем, автор верно угадала, чего нам сегодня не хватает.
По всему видно, что Елена Бадмаева и Владимир
Бухинник за пять лет обучения формируют у своих подопечных своеобразное отношение к моде, которая уравнивает радость и страдание, отменяет гендерные различия и не зависит от сезонных перепадов температуры.
В творческих ВУЗах Петербурга воспитывают
художников, но не ремесленников. Подмастерье со временем становится мастером. Но если ему внушили, что он мастером рожден – перевоспитать, не навредив хрупкой душе, проблематично. Вступительные слова молодые творцы заканчивали фразой «коллекция адаптирована для промышленного производства». Но видно же, что не совсем адаптирована. Точнее, совсем не адаптирована.
Зато какое неожиданное попадание в самую
болезненную точку современности.
Поддержать автора
Оценить
новость
dislike like
0 комментариев